Судья Жила Н.Л. Дело № 7-21-1025/17
РЕШЕНИЕ
20 сентября 2017 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Тымченко А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Закрытого акционерного общества «Лазурная-2» (далее ЗАО «Лазурная-2») ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, и на континентальном шельфе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ЗАО «Лазурная-2»,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, и на континентальном шельфе Российской Федерации ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – ЗАО «Лазурная-2» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление изменено, размер административного штрафа снижен до 50000 рублей, в остальной части жалоба защитника ЗАО «Лазурная-2» ФИО1 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица, и решением судьи, защитник ЗАО «Лазурная-2» ФИО1 подала жалобу в Приморский краевой суд, в которой просит принятые акты отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь, в том числе и на процессуальные нарушения допущенные по делу.
В судебное заседание законный представитель ЗАО «Лазурная-2» не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствии.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав объяснения защитника ЗАО «Лазурная-2» – ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя государственного органа ФИО3, считаю, что имеются все основания для отмены постановления должностного лица и решения судьи.
Ответственность по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Из протокола об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения рейдовых мероприятий в соответствии с приказом Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ был проведен осмотр территории АО «Приморский завод» по адресу: <адрес>, причалы №№, пирс №.
В ходе осмотра акватории <адрес> в районе причалов ЗАО «Порт Восточные ворота - Приморский завод», ООО «Судоремонтный комплекс – Приморский завод» обнаружено загрязнение нефтепродуктами акватории <адрес> предположительно льяльными нефтесодержащими водами.
В ходе осмотра судна «Эйса» и территории причала № установлено, что сбор, транспортирование отходов производства и потребления ЗАО «Лазурная – 2» осуществляется с нарушением природоохранного законодательства. В частности отходы производства и потребления, судовые и эксплуатационные отходы (твердые бытовые отходы, лом черных металлов, отходы древесины, пластика, пищевые отходы) навалены на палубе в местах и емкостях не предназначенные для сбора и временного накопления отходов. На причале № находились пластиковые мешки с отходами производства и потребления, снятые с судов стоящих на рейде залива Находка и складированными навалом на площадке, не предназначенной для временного накопления отходов и не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В ходе проведения административного расследования и изучения представленных ЗАО «Лазурная-2» документов установлено, что нефтеналивное судно «Эйса» IМО №, порт приписки Находка, судовладелец ЗАО «Лазурная-2», является действующим судном, освидетельствованным Российским регистром судоходства на предмет соответствия устройств и оборудования судна нормами и требованиями международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года с изменениями и дополнениями от 17.02.1978 (МАРПОЛ 73/78) принято Резолюцией МЕРС.201(62) – ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное судно предназначено, в том числе, для снятия с судов отходов производства и потребления, судовых отходов в акватории <адрес> с целью транспортирования и дальнейшей передачи отходов организациям, имеющим лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
ЗАО «Лазурная-2» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на основании Лицензии на указанные виды деятельности серии 025 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из изученных документов установлено, что инвентаризация отходов производства и потребления, образующихся у ЗАО «Лазурная-2», выполнены не в полном объеме. Согласно представленной справки от ДД.ММ.ГГГГ исх. № для документооборота ЗАО «Лазурная-2» использует оргтехнику: один монитор; три принтера; один системный блок; одну клавиатуру; один манипулятор «мышь»; два копировальных аппарата; один персональный компьютер; один сканер; один телефон-факс; один ноутбук. Однако, отходы, образующиеся в результате эксплуатации оргтехники в инвентаризации отходов производства и потребления ЗАО «Лазурная-2» не учтены, паспорта опасных отходов на данные виды отходов (имеющих в соответствии с ВККО IV класс опасности) не представлены в виду их отсутствия.
В соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно положениям части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. При этом такому лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении с целью обеспечения ему возможности представить объяснения и замечания по содержанию протокола. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1).
В соответствии с частью 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Основным условием правомерности составления протокола по делу об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, равно как и рассмотрения дела в его отсутствие, является надлежащее и заблаговременное извещение этого лица о времени и месте совершения указанных процессуальных действий, а также предоставление ему возможности реализовать свои права, установленные статьями 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный протокол составлен в 11 часов 00 минут без участия законного представителя, либо защитника ЗАО «Лазурная-2».
В протоколе имеется запись, что протокол об административном правонарушении составлен с участием представителя ЗАО «Лазурная-2» по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ - ФИО4
Указанный представитель также получил уведомление направленное административным органом ДД.ММ.ГГГГ юридическому лицу – ЗАО «Лазурная-2» о необходимости прибыть законному представителю юридического лица к государственному инспектору ФИО2 для составления протокола об административном правонарушении по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к 11 часам 00 минут ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения, что вышеуказанное уведомление было направлено ЗАО «Лазурная-2».
ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении в отношении ЗАО «Лазурная-2» был составлен без участия законного представителя общества, либо его надлежащего защитника, но с участием ненадлежащего защитника ФИО4
Имеющаяся в материалах дела об административном правонарушении доверенность от ЗАО «Лазурная-2» на имя ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о полномочиях ФИО4 быть защитником ЗАО «Лазурная-2» по данному делу об административном правонарушении, так как такие полномочия в доверенности не оговорены.
Копия протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в адрес юридического лица – ЗАО «Лазурная-2» не направлялась.
Вручение копии протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ этого же числа ФИО4 не свидетельствует о направлении копии протокола юридическому лицу.
Таким образом, юридическое лицо – ЗАО «Лазурная-2» не было надлежаще извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Установленные процессуальные нарушения являются существенными, поскольку ЗАО «Лазурная-2» было лишено предоставленных Кодексом Российской федерации об административных правонарушениях гарантий защиты своих прав и законных интересов, при этом надлежащие законный представитель юридического лица, либо защитник не могли возражать и давать объяснения по существу вмененного правонарушения, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
При таком положении принятые по делу решения не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальное нарушение допущенное при рассмотрении дела об административном правонарушении является неустранимым и свидетельствует о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу, что в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет за собой отмену постановления по делу об административном правонарушении, решения судьи городского суда, и прекращение производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, и на континентальном шельфе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЗАО «Лазурная-2», отменить.
Производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу.
Судья А.М. Тымченко