ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-110 от 23.01.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Харченко А.Н. Дело № 7-21-110 (7-21-1526)

Р Е Ш Е Н И Е

23 января 2019 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Артемовского городского суда Приморского края от 30 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ИП ФИО1,

у с т а н о в и л а:

постановлением начальника ОВМ ОМВД России по городу Артему от 21 сентября 2018 года ИП ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Решением судьи Артемовского городского суда от 30 ноября 2018 года постановление оставлено без изменения.

В жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения судьи в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, поданных на неё возражений, выслушав объяснения ФИО1, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учёта, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона указанного правонарушения состоит в неисполнении принимающей стороной обязанностей по миграционному учёту, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 года № 9.

На основании части 1 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о миграционном учёте) иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учёт по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Под миграционным учётом иностранных граждан и лиц без гражданства понимается государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства (пункт 1 части 1 статьи 2 Федерального закона о миграционном учёте)

В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона о миграционном учёте стороной, принимающей иностранного гражданина, может являться, в том числе гражданин Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона о миграционном учете при осуществлении миграционного учёта осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование сведений об иностранном гражданине, к каковым отнесены вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (пункт 2), заявленные сроки пребывания (проживания) в Российской Федерации (пункт 9).

Пунктом 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года № 9 (далее - Правила), предусмотрена обязанность принимающей стороны сообщить в течение 3 рабочих дней в территориальный орган Федеральной миграционной службы об изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных пунктами 1 - 9 и 12 части 1 статьи 9 Закона, представив письменное заявление произвольной формы с приложением копий необходимых документов.

Материалами дела установлено, что гражданину Украины ФИО6, прибывшему в РФ 24 июня 2018 года и состоящему на миграционном учёте по месту жительства по адресу: <адрес> 14 сентября 2018 года выдано РВП № от 3 апреля 2018 года. Принимающей стороной иностранного гражданина - ИП ФИО1 в установленный трёхдневный срок не сообщено в территориальный орган Федеральной миграционной службы об изменении вида и реквизитов документа, подтверждающего право на проживание гражданина Украины ФИО6 на территории Российской Федерации.

Данный факт был установлен 21 сентября 2018 года и послужил основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение принимающей стороной требований Правил.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях: протоколом об административном правонарушении от 21 сентября 2018 года, рапортом сотрудника ОВМ ОМВД России по городу Артему, объяснениями ФИО1, копиями паспортов и другими документами.

Анализируя установленные по делу обстоятельства и исходя из приведённых норм материального права, судья городского суда пришёл к верному выводу о совершении ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Довод жалобы ФИО1 об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения со ссылкой на то, что при разрешении дела следовало руководствоваться исключительно положениями Федерального закона о миграционном учёте, предусматривающими для подачи в миграционный орган заявления о регистрации по месту жительства срок, равный 7-ми рабочим дням, ошибочен.

Объективную сторону вменённого в вину ФИО1 административного правонарушения образуют не только нарушения Федерального закона о миграционном учёте, но и требования Правил, принятых в соответствии с указанным законом и устанавливающих порядок осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Поскольку материалами дела полно подтверждён факт нарушения стороной, принимающей иностранного гражданина, трёхдневного срока, установленного Правилами для сообщения в миграционный орган подлежащих сбору, фиксации, хранению, обобщению и использованию сведений о таком гражданине, к каковым относятся вид и реквизиты разрешения на его временное проживание, то выводы о неисполнение ФИО1 обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета являются правильными.

Вместе с тем по делу не учтено следующее.

Статьёй 2.9, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях суду дано право освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершённого административного правонарушения.

Согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Исходя из установленных по делу обстоятельств следует, что крайним сроком обращения в миграционный орган с сообщением о получении гражданином Украины ФИО6 временного разрешения на проживание было 19 сентября 2018 года, так как 15 и 16 сентября 2018 года были выходными днями. Как следует из штампа в миграционной карте и установлено судьёй городского суда, ФИО1 обратился в миграционный орган 20 сентября 2018 года, то есть с пропуском установленного трёхдневного срока.

Между тем ФИО1 представлено подтверждение тому, что 19 сентября 2018 года (среда) являлся неприёмным днём в отделе миграционного учёта ОМВД России по городу Артему, что явилось препятствием непосредственному обращению гражданина в орган власти.

Данное конкретное обстоятельство дела, а также пропуск срока на один день свидетельствуют о несущественности нарушения, его формальном характере, отсутствии всякой угрозы охраняемым общественным отношениям.

С учётом того, что статья 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не содержит ограничений о её применении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом РФ об административных правонарушениях, полагаю возможным прекратить возбужденное в отношении ФИО1 производство по делу по указанному правовому основанию.

Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса РФ об административном правонарушении,

р е ш и л а:

постановление начальника ОВМ ОМВД России по городу Артему от 21 сентября 2018 года и решение судьи Артемовского городского суда Приморского края от 30 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью правонарушения.

Судья Е.В. Королева