ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-110/18 от 31.01.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Свиридова И.Г. Дело № 7- 21-110/18

(7-21-1513/17)

Р Е Ш Е Н И Е

31 января 2018 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Тымченко А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Пограничного городского поселения – главы Администрации Пограничного городского поселения ФИО1 на постановление государственного инспектора Пограничного муниципального района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Пограничного районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Пограничного муниципального района по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ глава Пограничного городского поселения – глава Администрации Пограничного городского поселения ФИО1, как должностное лицо признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 6 000 рублей.

Решением судьи Пограничного районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, глава Пограничного городского поселения – глава Администрации Пограничного городского поселения ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего жалобу, возражения государственного инспектора Пограничного муниципального района по пожарному надзору ФИО2, прихожу к выводу о наличии оснований для изменения постановления должностного лица и решения судьи.

Административная ответственность по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители организаций, должностные лица в пределах их компетенции.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Пункт 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 указывает, что руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.

В соответствии с пунктом 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Пунктом 80 указанных Правил предписано, что органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».

Согласно пункту 8.6 СП 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Из материалов дела следует, что отделом надзорной деятельности и профилактической работы Пограничного муниципального района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Приморскому краю с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» и в целях поддержания постоянной готовности источников наружного противопожарного водоснабжения, усиления контроля за состоянием, изучения мест возможного водозабора на нужды пожаротушения в Пограничном муниципальном районе Приморского края была проведена детальная проверка, совместно с сотрудниками отдела надзорной деятельности и представителями организаций, в ведении которых находятся водопроводные сети, пожарные водоёмы, скважины и пирсы, противопожарного водоснабжения и пожаротушения в Пограничном муниципальном районе и на объектах экономики.

В ходе проверки установлено, что должностным лицом – главой Администрации Пограничного городского поселения ФИО1 нарушены требования пожарной безопасности, а именно Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390.

Так в отношении естественного водоема <адрес> 400 мот села по автодороге <адрес>: для целей пожаротушения не созданы условия для забора в любое время года из источников наружного водоснабжения, а именно не заполнен водой (пункты 16, 80 Правил; СП 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения); не обеспечен подъезд к пожарному водоему пожарной техники, отсутствует соответствующий указатель у водоисточника (пункт 8.6).

В отношении пожарных гидрантов <адрес>: не обеспечено исправное состояние пожарного гидранта (отсутствует крышка колодца) (СП 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», (пункт 55 Правил).

Отсутствует указатель пожарного гидранта по <адрес> (между зданиями МФЦ и таможни) (пункт 55 Правил, СП 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (пункт 8.6).

Фактические обстоятельства дела подтверждаются доказательствами: актом проверки противопожарных водоисточников на территории Пограничного городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки пожарных гидрантов в п. Пограничный от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; представлением об устранении нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, которые получили оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности.

Доводы жалобы об отсутствии доказательств вины по существу сводятся к переоценке установленных должностным лицом и судьей районного суда обстоятельств и не опровергают наличие в действиях должностного лица – главы администрации Пограничного городского поселения ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы внеплановая проверка деятельности органа местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления органами государственного контроля (надзора) не проводилась.

Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных, при этом вопреки доводам жалобы требования Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при составлении протокола не применяются.

Утверждения заявителя о нарушении процедуры проверки, об отсутствии решения и уведомления о проведении проверки являются несостоятельными в силу следующего.

На основании указания Дальневосточного регионального центра МЧС России от 15 февраля 2013 года № 1840-4-1-7 «Об организации мероприятий по противопожарному состоянию», в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме», совместного приказа Главного управления МЧС России по Приморскому краю и департамента гражданской защиты Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены детальные весенние и осенние проверки состояния противопожарного водоснабжения в городах и районах Приморского края в 2017 году.

Учитывая указанное выше Краевым государственным казенным учреждением Пожарной частью противопожарной службы Приморского края по охране Пограничного муниципального района ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ «О проведении детальной осенней проверки состояния противопожарного водоснабжения в Пограничном муниципальном районе» с составлением соответствующего графика, который был утвержден главой Администрации Пограничного муниципального района Приморского края ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым 15 и ДД.ММ.ГГГГ проводились проверки государственным инспектором ФИО2

На основании пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В данном случае из материалов рассматриваемого дела усматривается, что задачей проверки являлась проверка соответствия объекта защиты, расположенных по вышеуказанным адресам, обязательным требованиям пожарной безопасности, в ходе которой должностным лицом административного органа выявлены нарушения требований пожарной безопасности, допущенные ФИО1, в связи с чем в отношении него было правомерно возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что должностным лицом административного органа и судьей допущены существенные нарушения процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Вместе с тем постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда подлежат изменению ввиду исключения из них указание о нарушении ФИО1 требования пожарной безопасности в части пожарного гидранта расположенного в <адрес> в центре села у водонапорной башни, где не обеспечена исправность пожарного гидранта (отсутствует вода в системе водовода, отсутствует крышка колодца, закрыт бетонной плитой), не обеспечен подъезд к пожарному гидранту пожарной техники.

Так материалами дела и постановлением главы Администрации Пограничного городского поселения от 22 мая 2017 года № 374-па «Об определении мест забора воды для нужд пожаротушения на территории Пограничного городского поселения» подтверждено, что указанный пожарный гидрант не включен в дислокацию мест забора воды для нужд пожаротушения Пограничного городского поселения ввиду закрытия скважины. Взамен данного гидранта смонтирован подземный пожарный водоем.

Наказание ФИО1 назначено в минимальном размере санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление государственного инспектора Пограничного муниципального района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Пограничного районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Администрации Пограничного городского поселения ФИО1, изменить, исключить из них указание о нарушении ФИО1 требования пожарной безопасности в части пожарного гидранта расположенного в <адрес> в центре села у водонапорной башни, где не обеспечена исправность пожарного гидранта (отсутствует вода в системе водовода, отсутствует крышка колодца, закрыт бетонной плитой), не обеспечен подъезд к пожарному гидранту пожарной техники.

В остальной части постановление государственного инспектора Пограничного муниципального района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Пограничного районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья А.М. Тымченко