ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-1135/2023 от 18.12.2023 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Жила Н.Л. Дело № 7-21-1135/2023

Р Е Ш Е Н И Е

18 декабря 2023 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ОАО «РК «Приморец» ФИО2 на решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 18 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец»,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 2 ноября 2022 года №15-382/2022 ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 18 октября 2023 года указанное постановление изменено, размер административного штрафа снижен до 50 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с решением судьи, генеральный директор ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец» ФИО2 обратился в Приморский краевой суд с жалобой, в которой просит отменить решение судьи и прекратить производство по делу, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения.

Законный представитель и защитник ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не прибыли, жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав заключение помощника Приморского транспортного прокурора ФИО3, полагавшей доводы жалобы необоснованными, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения вынесенных по делу актов.

Частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

На основании статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 33 того же Федерального закона в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды, проводится экологическая экспертиза.

Подпунктом 7 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» предусмотрено, что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня среди прочего являются объекты, указанные в Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

На основании пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

В соответствии с пунктом 3 названной выше статьи объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.

Как следует из материалов дела, Находкинской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии было установлено, что ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец» на территории морского порта Находка осуществляет использование двух гидротехнических сооружений: причалов №3, №4 Бухты Подъяпольского. Основная цель эксплуатации портовых гидротехнических сооружений в морском порту – строительство кораблей, судов и плавучих конструкций и их ремонт. При этом за период с 1 января 2021 года по 30 сентября 2022 года к портовым гидротехническим сооружениям осуществлен подход судов в общем количестве 76 единиц. В том числе количество перегруженной рыбопродукции за указанный период составило 13 900 тонн.

Используемые ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец» причалы и инфраструктура расположены в порту Находка и представляют собой производственный комплекс, предназначенный для погрузочно-разгрузочной деятельности на внутренний водный транспорт в морском порту.

Ввиду основного функционального назначения производственного комплекса, заключающегося в обеспечении перевалки грузов на внутреннем водном транспорте в морских портах, то есть в связи с осуществлением хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, проектная документация на его строительство и реализацию не являлась предметом государственной экологической экспертизы.

При этом указанные причалы эксплуатируется ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, что послужило основанием для привлечения данного юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований не согласиться с выводами должностного лица административного органа и судьи городского суда о наличии в действиях ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец» состава вмененного административного правонарушения не имеется.

Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждены постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 21 октября 2022 года, ответами капитана морского порта Находка с информацией о гидротехнических сооружениях, находящихся в границах морского порта Находка, и информацией о постановке судов к гидротехническим сооружениям; ответом генерального директора ОАО «РК «Приморец» на запрос Находкинской транспортной прокуратуры; договором на выполнение работ №97 от 24 августа 2020 года, иными материалами дела, получившими надлежащую оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Допущенное ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец» административное правонарушение квалифицировано по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями законодательства об экологической экспертизе.

Доводы жалобы о том, что ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец» не является оператором морского терминала, равно как и не представляет третьим лицам услуги по перевалке грузов, не являются обоснованными и не влияют на правильность выводов должностного лица административного органа и судьи городского суда об обязанности указанного юридического лица получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на деятельность по эксплуатации причалов №3, №4 Бухты Подъяпольского.

По смыслу положений пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы обязательно для осуществления любой деятельности по эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта во внутренних морских водах, независимо от того, относится ли соответствующая эксплуатирующая организация к операторам морского порта.

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами объектов инфраструктуры морского порта являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании.

Пункт 7 статьи 4 того же федерального закона определяет морской терминал как совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров.

Как следует, из представленных материалов, закрепленные за ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец» на праве хозяйственного ведения гидротехнические сооружения (причалы №3, №4 Бухты Подъяпольского) расположены в морском порту Находка и представляют собой производственный комплекс, предназначенный для погрузочно-разгрузочной деятельности на внутренний водный транспорт в морском порту.

Таким образом, виновность ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец» в совершении вмененного ему административного правонарушения сомнений не вызывает. Вступая в соответствующие правоотношения, указанное юридическое лицо должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюдать ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм законодательства.

Порядок привлечения к административной ответственности в отношении ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец» соблюден, срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.

Административное наказание ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец», с учетом изменений, внесенных решением судьи городского суда, назначено с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 8.4 названного Кодекса для юридических лиц.

Оснований не согласиться с назначенным административным наказанием не имеется.

Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь отмену постановления должностного лица и решения судьи, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, установлены и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения решения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 18 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец» оставить без изменения, жалобу генерального директора ОАО «Рыболовецкий колхоз «Приморец» ФИО2 – без удовлетворения.

Судья А.В. Фаленчи