Судья Панасюк Е.В. Дело № 7-21-1163
Р Е Ш Е Н И Е
09 ноября 2021 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Кубатова О.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу председателя правления кредитного потребительского кооператива «АЛЬФА-КАПИТАЛ» ФИО1 на решение судьи Первомайского районного суда г.Владивостока от 15 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением заместителя начальника Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 28 января 2021 года председатель правления кредитного потребительского кооператива «АЛЬФА-КАПИТАЛ» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением начальника Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 18 марта 2021 года постановление от 28 января 2021 года оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
Решением судьи Первомайского районного суда г.Владивостока от 15 июня 2021 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, ФИО1 подала жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения и прекращении производства по делу, а также заявлено ходатайство о восстановлении срока для обжалования решения. В связи с тем, что в материалах дела отсутствуют сведения о получении ФИО1 копии решения, полагаю, что срок для обжалования решения не пропущен.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав объяснения ФИО1, возражения представителя Банка России ФИО2, не нахожу оснований для отмены решения.
Ответственность по части 9 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России.
Согласно пункту 9.1 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон № 86-ФЗ) Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами. В соответствии со статьей 76.1 Закона № 86-ФЗ под некредитными финансовыми организациями понимаются, в том числе кредитные потребительские кооперативы.
Согласно статье 76.5 Закона № 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов определяются Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными потребительскими кооперативами требований Закона № 190-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 Закона № 190-ФЗ.
Согласно пункту 6 части 3 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе направлять кредитным кооперативам, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России.
Согласно части 5 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ до вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ сведения о КПК «АЛЬФА-КАПИТАЛ» внесены в государственный реестр кредитных потребительских кооперативов.
Дальневосточным ГУ Банка России, в результате рассмотрения отчета КПК «АЛЬФА-КАПИТАЛ» по форме ОКУД 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (9 месяцев) вх. от ДД.ММ.ГГГГ№) и ответов Кооператива от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Дальневосточного ГУ Банка России от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ б/н на предписание Дальневосточного ГУ Банка России от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что исключенный ДД.ММ.ГГГГ из членов Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных кооперативов «Содействие» и до настоящего времени не являющийся членом иной саморегулируемой организации Кооператив ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований части 5 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ принял в состав своих членов 5 граждан и 1 юридическое лицо.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи КПК «АЛЬФА-КАПИТАЛ» предписания Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Предписание), которым на Кооператив возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения законодательства Российской Федерации, принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности Кооператива указанных нарушений и предоставить в Дальневосточное ГУ Банка России подробную информацию об исполнении Предписания с приложением подтверждающих документов, а также объяснения по факту допущенных нарушений.
Предписание было размещено в личном кабинете КПК «АЛЬФА-КАПИТАЛ» ДД.ММ.ГГГГ и считается полученным Кооперативом ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам мероприятий, проводимых в рамках осуществления контроля за исполнением Предписания, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ от КПК «АЛЬФА-КАПИТАЛ» поступил ответ на Предписание (исх. ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому Кооператив сообщает, что принял в свои члены ДД.ММ.ГГГГ пайщиков в количестве 5 физических лиц и 1 юридического лица в связи с необходимостью доформирования членов кооператива в соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона № 190-ФЗ. Кооператив полагает, что устранение нарушений, указанных в Предписании, является невыполнимым и противоречит Федеральному закону № 190-ФЗ, в связи с чем сообщил об отсутствии возможности устранить нарушение.
Таким образом, представленные Кооперативом документы не свидетельствуют об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. КПК «АЛЬФА-КАПИТАЛ» не исполнил в установленный срок законное Предписание, о чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес Кооператива через личный кабинет участника финансового рынка было направлено соответствующее уведомление №.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, а также в соответствии с отчетом о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ полномочия единоличного исполнительного органа КПК «АЛЬФА-КАПИТАЛ» с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет председатель правления ФИО1.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения председателя правления КПК «АЛЬФА-КАПИТАЛ» ФИО1 к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт совершения председателем правления КПК «АЛЬФА-КАПИТАЛ» ФИО1 административного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: отчетом о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; отчетом КПК «АЛЬФА-КАПИТАЛ» по форме ОКУД № «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРЮЛ; предписанием от ДД.ММ.ГГГГ; ответом на предписание от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.
Принимая решение об отказе в удовлетворении жалобы председателя правления КПК «АЛЬФА-КАПИТАЛ» ФИО1, судья обоснованно исходил из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях ФИО1 вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были всесторонне, полно и объективно выяснены все обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что КПК «АЛЬФА-КАПИТАЛ» не осуществлял финансовую и прочую деятельность, подконтрольную Центральному банку России, был предметом рассмотрения судьи районного суда, ему дана надлежащая и мотивированная оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Довод жалобы о необходимости замены назначенного ФИО1 наказания в виде административного штрафа на предупреждение, не заслуживает внимания, поскольку согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 названного Кодекса.
Довод жалобы о признании правонарушения малозначительным был предметом рассмотрения судьи районного суда, судья пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью правонарушения. Оснований не согласиться с такими выводами не имеется.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Процессуальных нарушений при рассмотрении дела, влекущих безусловную отмену принятого судьей решения, не установлено.
Вместе с тем, довод жалобы об уменьшении размера административного штрафа, в связи с внесением 05 апреля 2021 года изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, заслуживает внимание.
Согласно части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом № 76 от 05 апреля 2021 года «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях дополнена частью 9.1, административная ответственность по которой наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России, вынесенного при осуществлении надзора за деятельностью кредитного потребительского кооператива, общее число членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, с размером активов, не превышающим определенного нормативным актом Банка России в соответствии с законодательством о кредитной кооперации значения, сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, общее число членов и ассоциированных членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, с размером активов, не превышающим определенного нормативным актом Банка России в соответствии с законодательством о сельскохозяйственной кооперации значения, или жилищного накопительного кооператива».
Санкция части 9.1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 данного Кодекса, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Поскольку Федеральным законом № 76 от 05 апреля 2021 года «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» была смягчена административная ответственность за административное правонарушение, совершенное ФИО1, что улучшает положение лица, решение судьи Первомайского районного суда г.Владивостока подлежит изменению путем снижения назначенного председателю правления КПК «АЛЬФА-КАПИТАЛ» ФИО1 наказания в виде административного штрафа до ... рублей.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
решение судьи Первомайского районного суда г.Владивостока от 15 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - председателя правления кредитного потребительского кооператива «АЛЬФА-КАПИТАЛ» ФИО1 изменить, снизить наказание в виде административного штрафа до ... рублей.
В остальной части решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья О.А. Кубатова