Судья Лещенко В.Е. Дело № 7-21-1175
Р Е Ш Е Н И Е
25 октября 2018 года г. Владивосток
Судья Приморского краевого суда Зиганшин И.К., рассмотрев в судебном заседании жалобу Таравкова Р.В. на решение судьи Надеждинского районного суда Приморского края от 9 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области Космынина А.И. от 13 июня 2018 года № 08-07/18 Таравков Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Надеждинского районного суда Приморского края от 9 августа 2018 года вынесенное в отношении Таравкова Р.В. постановление о привлечении к административной ответственности оставлено без изменения.
В жалобе Таравкова Р.В. ставится вопрос об отмене постановления должностного лица от 13 июня 2018 года и решения судьи от 9 августа 2018 года, как незаконных, и прекращении производства по делу в связи с недоказанностью события административного правонарушения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Таравкова Р.В. – Кузина А.Н., прихожу к следующим выводам.
Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области Космынина А.И. от 13 июня 2018 года № 08-07/18 Таравков Р.В. привлечен к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, на принадлежащем ему земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 25:10:011181:90, расположенном примерно в <адрес>.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются собранными в рамках административного дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении.
Требования статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, допускается только в случае, если эти лица были извещены в установленном порядке о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
По настоящему делу протокол об административном правонарушении должностным лицом Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области составлен 8 июня 2018 года в отсутствие Таравкова Р.В. При этом сведения о надлежащем уведомлении Таравкова Р.В. о дате, времени и месте составления протокола в материалах дела отсутствуют.
Участие в составлении протокола об административном правонарушении Стропша С.А., действующего на основании доверенности от 28 октября 2017 года, не свидетельствует о соблюдении должностным лицом административного органа предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Порядок производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевает обязательное создание должностным лицом, административным органом, судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из системного толкования части 1 статьи 25.1 и частей 1, 2 статьи 25.5 КоАП РФ следует, что в целях реализации гарантий права указанного лица на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
При этом если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 КоАП РФ, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям частей 2 и 3 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса РФ, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя. Данные разъяснения содержит пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
В представленной Стропша С.А. доверенности, выданной ему 28 октября 2017 года Таравковым Р.В., отсутствует полномочие на представление интересов данного лица при производстве по делу об административном правонарушении, в том числе при составлении протокола об административном правонарушении.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что Таравков Р.В., как лицо, привлекаемое к административной ответственности, не был извещен надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, данный протокол составлен в его отсутствие с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ. При этом Таравков Р.В. не наделял Стропша С.А. полномочиями на участие в качестве его защитника при производстве по настоящему делу об административном правонарушении, поскольку административным органом он не был надлежащим образом уведомлен о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушениями закона.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о месте и времени составления протокола, свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и данное обстоятельство является безусловным основанием для отмены постановления, в основу которого положен составленный с нарушением требований закона протокол об административном правонарушении.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области Космынина А.И. от 13 июня 2018 года № 08-07/18 и решение судьи Надеждинского районного суда Приморского края от 9 августа 2018 года, вынесенные в отношении Таравкова Р.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу – прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области Космынина А.И. от 13 июня 2018 года № 08-07/18 и решение судьи Надеждинского районного суда Приморского края от 9 августа 2018 года, вынесенные в отношении Таравкова Р.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья И.К. Зиганшин