ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-118/19 от 11.03.2019 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий

по делу судья Аксаненко Р.Т. дело № 7-21-118/2019

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Забайкальского краевого суда Ходюков Д.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите 11 марта 2019 года жалобу защитника ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Читы по пожарному надзору № 42 от 23.04.2018 и решение Центрального районного суда г. Читы от 29.10.2018 вынесенные в отношении ФГКУ «Сибирское ТУИО» (учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,

установил:

постановлением главного государственного инспектора г. Читы по пожарному надзору № 42 от 23.04.2018 ФГКУ «Сибирское ТУИО» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением Центрального районного суда г. Читы от 29.10.2018 постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, защитник ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России ФИО1 просит принятые по делу акты отменить, производство по делу прекратить.

В суде защитники ФГКУ «Сибирское ТУИО» по доверенности Ф. Е.В. и ФИО2 доводы жалобы поддержали.

Представители государственной инспекции г. Читы по пожарному надзору ФИО3, ФИО4 и военный прокурор Бирюзов М.В., возражали относительно доводов жалобы.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии со ст. 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

По делу установлено, что 02 февраля 2018 г. военной прокуратурой Читинского гарнизона совместно с сотрудником ТОНД по г. Чита ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, экспертами ФГБУ «СЭУ ФПС «Испытательная-пожарная лаборатория» по Забайкальскому краю проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании и помещениях ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:

помещения здания не оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации, кроме кабинетов № 215, 217, 227. (Основание: пункт 9 табл. 1 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», протокол ИПЛ № 21 от 02.02.2018 г.); по стенам осуществлена совместная прокладка линий АПС с проводкой потребителей (220В) в одном коробе (допускается совместная прокладка указанных линий в разных отсеках коробов и лотков, имеющих сплошные продольные перегородки с пределом огнестойкости 0.25 ч из негорючего материала) (Основание: п. 13.15.14 СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические);

помещения здания не оборудованы автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, кроме кабинетов № 215, 217, 227 (Основание: п. 15 табл. 2 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», протокол ИПЛ № 22 от 02.02.18 г.);

на путях эвакуации для отделки стен (коридор 1-го этажа) допускается применение материалов с пожарной опасностью более чем Г-2 (декоративная пробка) (Основание: п. 6.25* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

ответственное лицо за пожарную безопасность не обучено пожарно-техническому минимуму (Основание: п. 3 Правил противопожарного режима в РФ); двери, установленные в коридоре 4 этажа, препятствующие опасным факторам пожара, не оборудованы запорами, обеспечивающие свободное открывание изнутри без ключа (закрыты на ключ) (Основание: п. 35, «б» п. 36 Правил противопожарного режима в РФ);

на объекте не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности, где должен быть определен порядок хранения горючего материала в помещении архива, расположенного на 1-м этаже здания, в результате чего помещение архива захламлено горючим материалом (Основание: п. 460, 461 Правил противопожарного режима в РФ).

По результатам проверки заместителем военного прокурора Читинского гарнизона вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.03.2018 (л.д.16-17).

23.04.2018 года заместителем главного государственного инспектора г. Читы по пожарному надзору вынесено постановление №42 о назначении административного наказания (л.д.44-46).

Факты допущенных нарушений правил пожарной безопасности и виновность ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе актом проверки от 20.05.2018 (л.д. 181-183) полученными с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, являющимися достаточными и допустимыми для выводов о виновности ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что контроль (надзор) за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах Министерства обороны РФ осуществляется противопожарными службами Минобороны Р. и прокурор к проверке не вправе был привлекать территориальный орган пожарного надзора, который в последующем вынес постановление о назначении административного наказания, подлежат отклонению.

В соответствии с Приказом Минобороны РФ № 350, МВД РФ № 334 от 13.07.1993 «О введении в действие Инструкции о порядке взаимодействия Министерства обороны Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации при предупреждении и ликвидации пожаров», ведомственный надзор за противопожарным состоянием объектов Министерства обороны Российской Федерации осуществляется противопожарными службами Минобороны России. Органы Государственного пожарного надзора осуществляют надзорные функции в полном объеме только на тех объектах Министерства обороны Российской Федерации, которые включены в специальные перечни. Указанные перечни разрабатываются противопожарными службами Минобороны России, согласовываются с соответствующими противопожарными аварийно - спасательными службами МВД, УВД (ГУВД) и утверждаются начальниками гарнизонов (пункты 3-4).

Материалы дела не содержат данных, что здание Министерства оборона РФ, расположенное: <адрес>, фактический адрес: <адрес> входит в перечень специальных объектов, где проверку пожарной безопасности может осуществлять исключительно противопожарная служба Минобороны России.

Кроме того осуществление функции федерального государственного пожарного надзора в федеральных органах исполнительной власти в сфере обороны на структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны возложены с 26 мая 2018 г. с момента внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном пожарном надзоре». Таким образом, проведенная 16 мая 2018 г. проверка с привлечением специалистов территориального органа пожарного надзора и в последующем рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом данного органа не является процессуальным нарушением влекущим прекращение производства по делу.

Доводы о допустимости отделки стен путей эвакуации, деревянными панели, опровергаются пояснениями специалиста ФИО5, в соответствии с которыми декоративные деревянные панели относятся к горючим материалам, то есть к классу Г, которые в соответствии с п. 6.25* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» не могут применятся для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе, то есть в тех помещениях, которые является путями эвакуации.

Указание неверного адреса в постановлении о назначении административного наказания не является существенным нарушением процессуальных требований влекущих прекращение производство по делу, задние в городе Чите по адресу: <адрес> и <адрес> фактически является одним зданием, расположенным на перекрестке указанных улиц, нарушения выявлены именно в этом здании и сомнений в этом не имеется.

Доводы жалобы о том, что необоснованно вменены такие нарушения как прокладка линий (проводов) систем пожарной сигнализации в одном коробе с электрическим проводами напряжением более 110 вольт, а также об отсутствии двери на 4 этаже препятствующей эвакуации, были устранены в судебном заседании при рассмотрении настоящей жалобы. Должностное лицо государственной инспекции г. Читы по пожарному надзору ФИО4 пояснил, что укладка проводов в одном коробе недопустимо, в случае замыкания электрических проводов будут повреждена линия пожарной сигнализации. Укладка проводов недопустимым способом была зафиксирована во время проверки, как и факт установки двери на 4 этаже, которая не обеспечивает свободный проход во время чрезвычайной ситуации вызванной пожаром.

Отсутствие денежных средств на устранение нарушений, принятие ряда мер по устранению выявленных нарушений, а также что ремонт в здании из пожароопасных материалов был сделан ещё начало эксплуатации данного здания ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, не является основанием для прекращения производства по делу. Проверкой установлены нарушения требований пожарной безопасности и учреждением необходимо принять меры к устранению данных нарушений, несмотря на вышеуказанные доводы.

Изложенное свидетельствует о совершении учреждением административного правонарушения, предусмотренного ч 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

На основании изложенного и руководствуясь статьёй 30.7 КоАП РФ, судья,

решил:

постановление заместителя главного государственного инспектора г. Читы по пожарному надзору № 42 от 23.04.2018 и решение Центрального районного суда г. Читы от 29.10.2018 вынесенные в отношении ФГКУ «Сибирское ТУИО» по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу защитника ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть пересмотрено в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья Забайкальского краевого суда Д.С. Ходюков

<данные изъяты>