Судья Новожилова И.Н. Дело № 7-21-1203
Р Е Ш Е Н И Е
1 ноября 2018 года г. Владивосток
Судья Приморского краевого суда Зиганшин И.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Дальневосточная генерирующая компания» на решение судьи Ленинского районного суда г. Владивостока от 4 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю ФИО1 от 1 марта 2018 года № 03-394/2017 юридическое лицо – АО «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – АО «ДГК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Владивостока от 4 июля 2018 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, защитник АО «ДГК» ФИО2 выражает несогласие с вынесенными в отношении Общества постановлением и решением, приводя доводы о незаконном привлечении юридического лица к административной ответственности.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения защитников АО «ДГК» ФИО3, ФИО2, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю ФИО1, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно пункту 1 статьи 22 указанного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха, направленные на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, установлены Федеральным законом от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, обязаны осуществлять производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, а также назначить лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор (пункт 3).
Пунктами 1 и 3 статьи 19 Федерального закона № 96-ФЗ установлено, что в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Порядок проведения в городских и иных поселениях Приморского края работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий утвержден постановлением Администрации Приморского края от 24 января 2012 года № 8-па (далее – Порядок).
Согласно пункту 2 указанного Порядка работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях Приморского края в периоды НМУ осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в соответствии с мероприятиями по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (далее - Мероприятия), согласованными с департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (далее - Департамент).
Пунктом 3 Порядка установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют для согласования в Департамент два экземпляра Мероприятий, разработанных в соответствии с методическими указаниями «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» РД 52.04.52-85, утвержденными Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды 1 декабря 1986 года.
Решение о согласовании Мероприятий принимается Департаментом в случае соответствия Мероприятий РД 52.04.52-85 (пункт 5 Порядка).
Как следует из материалов дела, АО «ДГК» осуществляет эксплуатацию Владивостокской ТЭЦ-2 – структурного подразделения филиала «Приморская генерация», расположенной по адресу: <адрес>, которая на основании разрешения от 3 марта 2014 года № 25-04/14 осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. В соответствии с утвержденным планом-графиком Общество обязано проводить производственный контроль нормативов ПДВ на источниках выбросов ВТЭЦ-2 один раз в год по 29 веществам, выделяемым 40 источниками вредных выбросов, и два раза в год по веществам: сера диоксид-ангидрит сернистый, выделяемый источником выбросов № 0001 - дымовая труба № 1, смеси природных меркаптанов, выделяемых источником № 0057 – свеча продувки на магистральном коллекторе перед ГРП.
Между тем АО «ДГК» по веществам, по которым производственный контроль необходимо проводить два раза в год, план-график контроля нормативов выбросов на источниках вредных выбросов за 2017 год не соблюден, результаты анализа проб должностному лицу Росприроднадзора не были представлены.
Кроме того, в ходе проведенного административного расследования было установлено, что у АО «ДГК», осуществляющего деятельность, связанную с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, отсутствовали согласованные с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях для структурного подразделения - Владивостокская ТЭЦ-2 филиала «Приморская генерация». Срок действия ранее утвержденных мероприятий истек в мае 2017 года.
Факт несоблюдения АО «ДГК» экологических требований при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов капитального строительства подтвержден собранными по делу в ходе административного расследования доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судья районного суда сочли, что АО «ДГК» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оснований не согласиться с данными выводами не имеется.
Из доводов жалобы следует, что в действиях АО «ДГК» отсутствует вина в невыполнении обязанности по разработке и согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, поскольку соответствующий план мероприятий был разработан в апреле 2017 года и направлен на согласование в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, откуда только 25 августа 2017 года поступило уведомление о необходимости доработки мероприятий.
Данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии в деянии АО «ДГК» вины, так как юридическим лицом до истечения в мае 2017 года срока действия ранее согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ не были приняты все необходимые меры для разработки новых мероприятий, соответствующих требованиям методических указаний «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» РД 52.04.52-85, утвержденных Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды 1 декабря 1986 года.
В рассматриваемом случае обязанность по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, считается исполненной надлежащим образом, если разработанные мероприятия соответствуют методическим рекомендациям РД 52.04.52-85. Данное требование АО «ДГК» не было соблюдено. Письмом от 29 мая 2017 года Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края возвратил Обществу Мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий для СП Владивостокская ТЭЦ-2 в связи с их несоответствием РД 52.04.52-85.
Доказательства выполнения обязанности по соблюдению утвержденного плана-графика производственного контроля нормативов ПДВ на источниках выбросов ВТЭЦ-2 по веществам, которые подлежат контролю два раза в год, АО «ДГК» не представлены.
Несогласие заявителя с выводами должностного лица и судьи районного суда и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и сроки привлечения АО «ДГК» к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено АО «ДГК» в пределах санкции статьи 8.1 КоАП РФ, является справедливым, соответствует целям административного наказания, определенным в статье 3.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь отмену обжалуемых постановления и решения, не установлено.
С учетом изложенного решение судьи Ленинского районного суда г. Владивостока от 4 июля 2018 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Владивостока от 4 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья И.К. Зиганшин