Судья Литовченко М.А. Дело № 7-21-1240
РЕШЕНИЕ
29 ноября 2021 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Кубатова О.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ООО «Чугуевский молокозавод «Усадьба» ФИО1 на решение судьи Чугуевского районного суда Приморского края от 09 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО «Чугуевский молокозавод «Усадьба»,
установила:
постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области № от 26 апреля 2021 года ООО «Чугуевский молокозавод «Усадьба» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Чугуевского районного суда Приморского края от 09 августа 2021 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО «Чугуевский молокозавод «Усадьба» без удовлетворения.
Защитник ООО «Чугуевский молокозавод «Усадьба» ФИО1 подал жалобу в Приморский краевой суд, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи и замене назначенного наказания на предупреждение.
В судебное заседание законный представитель ООО «Чугуевский молокозавод «Усадьба» не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, считаю, что оснований для отмены или изменения решения судьи не имеется.
Ответственность по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия - пищевые продукты, материалы и изделия, которые являются умышленно измененными (поддельными) и (или) имеют скрытые свойства и качество и (или) информация о которых является заведомо неполной и (или) недостоверной.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий: которые являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям; которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации; в отношении которых установлен факт фальсификации; в отношении которых не может быть подтверждена прослеживаемость; которые не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации, либо в отношении которых не имеется таких сведений; которые не имеют товаросопроводительных документов.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 02 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» TP ТС 021/2011 от 09 декабря 2011 года № 880, утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 09 декабря 2011 года № 880, пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Согласно главе 7 пункту 30 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» TP ТС 033/2013, принятого Решением Совета Евразийской Экономической комиссии от 09 октября 2013 года № 67, молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасна.
Молочная продукция должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Пунктом 66 главы 12 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» TP ТС 033/2013, принятого Решением Совета Евразийской Экономической комиссии от 09 октября 2013 года № 67, установлено, что молоко и молочная продукция должны сопровождаться информацией для потребителей, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (TP ТС 022/2011) и дополнительным требованиям настоящего технического регламента.
Согласно пункту 81 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» TP ТС 033/2013, принятого Решением Совета Евразийской Экономической комиссии от 09 октября 2013 года № 67, наименование молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира должно начинаться со слов «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира» (за исключением сливочно-растительного спреда, сливочно-растительной топленой смеси, мороженого с заменителем молочного жира). Информация о технологии производства молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира указывается в виде слов «произведенный (изготовленный) по технологии» с указанием понятия, установленного разделом II для соответствующего молочного продукта. В наименовании молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира слово «продукт» может быть заменено общетехническим термином, характеризующим консистенцию или структуру продукта (крем, паста, соус и т.д.). Например, «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметаны», «молокосодержащий крем с заменителем молочного жира, произведенный по технологии творога». На потребительской упаковке указывается информация о наличии в молокосодержащем продукте с заменителем молочного жира растительных масел. Указанная информация наносится на информационное поле, специально выделенное на упаковке или этикетке, шрифтом, контрастным цвету этого информационного поля. Информационное поле заполняется следующей информацией: «Содержит растительные масла». Информационное поле должно быть контрастным по цвету с этикеткой или упаковкой, на которую наносится маркировка продукта, в том числе его наименование. В наименованиях молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира по усмотрению производителя могут использоваться понятия, характеризующие особенности сырьевого состава продукта, способ его термической и специальной обработки (в случае, если такая обработка проводилась).
Согласно пункту 17 части 4.4 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза «пищевая продукция в части ее маркировки» TP ТС 022/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 09 декабря 2011 года № 881, в случаях, если компоненты не использовались при производстве пищевой продукции, но их наличие в пищевой продукции полностью исключить невозможно, информация о возможном наличии таких компонентов размещается непосредственно после указания состава пищевой продукции.
Как следует из материалов дела, согласно писем поступивших из ФГБУ «Приморская межобластная ветеринарная лаборатория» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ООО «Чугуевский молокозавод «Усадьба», являясь изготовителем продукции: «творог 9%», «молоко питьевое пастеризованное «Российское» м.д.ж 3,2%, при производстве указанной продукции 04 марта 2021 года нарушило требования технических регламентов, а именно: TP ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», TP ТС 033/2013 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции».
В соответствии с протоколом испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, составленному по результатам проведенных лабораторных исследований ФГБУ «Приморская межобластная ветеринарная лаборатория» в образце пробы «творог 9 %» обнаружено несоответствие установленным требованиям по соотношению метиловых эфиров жирных кислот, а также обнаружен b-ситостерин (норматив не допускается наличие в жировой фазе продукта растительных масел и жиров на растительной основе), что указывает на небезопасность продукции. В составе продукции на маркировке не указано использование растительных масел и жиров на растительной основе в процессе её производства в качестве сырья, что не соответствует требованиям ТР/ТС 021/2011 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» и ТР/ТС 033/2013 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции».
В соответствии с протоколом испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, в образце пробы «Молоко питьевое пастеризованное «Российское» м.д.ж 3,2% обнаружено не заявленное в составе сухое молоко (норматив - не допускается согласно маркировке), что указывает на небезопасность продукции. В составе продукции на маркировке не указано использование сухого молока в процессе ее производства в качестве сырья, что не соответствует требованиям ТР/ТС 021/2011 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» и ТР/ТС 033/2013 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции».
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья районного суда исходил из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях ООО «Чугуевский молокозавод «Усадьба» вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт совершения ООО «Чугуевский молокозавод «Усадьба» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтвержден совокупностью исследованных доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; актами отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом испытаний ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.
Доводы жалобы о том, что ООО «Чугуевский молокозавод «Усадьба» возможна замена наказания в виде штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку общество является субъектом малого предпринимательства и проверенная продукция не вредна для здоровья граждан, несостоятельны.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю, что оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, так как молочная продукция, не отвечающая требованиям безопасности, предусмотренными регламентами, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Отношение общества к субъектам малого и среднего предпринимательства не является достаточным основанием для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В отсутствие совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
В жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы судьи и нуждающихся в дополнительной проверке.
Вышеуказанные доводы жалобы были предметом рассмотрения должностного лица административного органа и судьи районного суда, им дана надлежащая и мотивированная оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Административное наказание назначено ООО «Чугуевский молокозавод «Усадьба» в соответствии с санкцией части 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и является минимальным.
Нарушений процессуальных норм, которые могли бы повлечь отмену решения, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований к отмене или изменению решения судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
решение судьи Чугуевского районного суда Приморского края от 09 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО «Чугуевский молокозавод «Усадьба» оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Чугуевский молокозавод «Усадьба» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Кубатова О.А.