ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-1342 от 10.12.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Жила Н.Л. Дело № 7-21-1342

РЕШЕНИЕ

10 декабря 2018 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Жилка Т.И., поданной в интересах ФИО1, на решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 2 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1

установила:

постановлением и. о. начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Находке Приморского края ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2500 рублей.

Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 2 октября 2018 года постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба защитника Жилка Т.И. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, защитник Жилка Т.И. просит состоявшиеся в отношении ФИО1 акты отменить, производство по делу прекратить.

ФИО1 и его защитник Жилка Т.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела по жалобе извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителей ИФНС России по городу Находке ФИО3, ФИО4, ФИО5, возражавших против доводов жалобы, считаю, что постановление должностного лица административного органа и решение судьи подлежат отмене в связи со следующим.

Частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля закреплены вышеуказанным Федеральным законом.

Согласно части 7 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ физические лица - резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Такой порядок установлен Правилами представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 года №1365 «О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации».

Согласно пункту 2 Правил физическое лицо - резидент представляет в налоговый орган отчет ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, за исключением случаев представления отчетов в иные сроки в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.

В соответствии с пунктами 3, 7 и 9 Правил отчет по форме согласно приложению представляется в одном экземпляре, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил. Днем представления в налоговый орган отчета считается: а) для отчета, представленного через личный кабинет налогоплательщика, - дата, которая фиксируется соответствующей информационной системой в момент направления физическим лицом - резидентом отчета; б) для отчета, представленного на бумажном носителе непосредственно физическим лицом - резидентом либо его представителем, - дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета; в) для отчета, направленного заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, - дата направления физическим лицом - резидентом заказного почтового отправления с уведомлением о вручении. Отчет представляется по общему правилу за период с 1 января по 31 декабря отчетного года включительно.

В содержание отчета включается информация о резиденте, о банке за пределами территории Российской Федерации, в котором открыт счет, а также сведения об остатке средств на счете на начало отчетного периода, о сумме зачислений за отчетный период, сумме списания за отчетный период и сведениях об остатке средств на счете на конец отчетного периода.

Как следует из материалов дела, ФИО1, имея открытый ДД.ММ.ГГГГ года счет в банке, расположенном за пределами Российской Федерации, должен был предоставить отчет о движении денежных средств физического лица – резидента по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 2017 года в ИФНС по городу Находке в срок до 1 июня 2018 года, фактически отчет предоставлен в налоговый орган - ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением срока на ....

Указанное обстоятельство, выявленное налоговым органом после подачи ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС по городу Находке уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации и специальной декларации, содержащей сведения о счетах (вкладах) физического лица в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, послужило основанием для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья городского суда в рамках проверки доводов жалобы на постановление по делу об административных правонарушениях пришел к выводу об обоснованности привлечения ФИО1 к административной ответственности.

Вместе с тем состоявшиеся по делу акты нельзя признать законными.

С 8 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 140-ФЗ), который направлен на создание правового механизма добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации, снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах, а также с переходом Российской Федерации к автоматическому обмену налоговой информацией с иностранными государствами.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 указанного Федерального закона физическое лицо в срок, установленный статьей 5 Федерального закона №140-ФЗ, вправе представить специальную декларацию, содержащую сведения о счетах (вкладах) физического лица в банках, расположенных за пределами Российской Федерации (в том числе о счетах (вкладах), указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона, закрытых на дату представления специальной декларации), об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона №140-ФЗ факт представления декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, а также сведения, содержащиеся в декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к декларации, не могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном и (или) налоговом правонарушении в отношении декларанта и (или) номинального владельца имущества (часть 3 статьи 4).

Согласно части 13 статьи 4 Федерального закона гарантии, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 1 указанной статьи, предоставляются в отношении деяний, совершенных в следующие сроки (если иное не предусмотрено частью 4 статьи 7 Федерального закона):

1) до 1 января 2015 года - при представлении декларации в ходе первого этапа декларирования;

2) до 1 января 2018 года - при представлении декларации в ходе второго этапа декларирования.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 140-Ф в случае, если в специальной декларации содержатся сведения об открытых (закрытых) декларантом счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, об открытии (закрытии) и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ и уведомление об открытии (закрытии) и изменении реквизитов которых не было представлено декларантом на дату представления специальной декларации, декларант уведомляет налоговый орган (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов), в который он представляет специальную декларацию, в установленной форме об открытии (закрытии) и изменении реквизитов соответствующего счета (вклада), а налоговый орган (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов) проставляет на указанных уведомлениях отметку об их принятии.

В части 4 статьи 7 Федерального закона указано, что валютные операции и (или) зачисление денежных средств, совершенные до даты представления специальной декларации по счетам (вкладам), указанным в специальной декларации и открытым в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, признаются совершенными без нарушения Федерального закона № 173-ФЗ.

В силу положений пункта 2 примечания к статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, в том числе предусмотренного статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие действия (бездействие) связаны, в том числе с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

Анализ положений пункта 2 примечания к статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не исключающего освобождение декларанта от ответственности за нарушение срока предоставления отчета о движении средств, части 3 статьи 4 Федерального закона №140-ФЗ, содержащей запрет на использование в качестве основания для возбуждения в отношении декларанта производства по делу об административном правонарушении факта предоставления специальной декларации, а также содержание информации, подлежащей указанию в отчете о движении средств физического лица – резидента по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации, в который включаются, в том числе сведения об остатке средств на счете на начало отчетного периода, о сумме зачислений за отчетный период, сумме списания за отчетный период и сведениях об остатке средств на счете на конец отчетного периода, не позволяет признать правильным вывод налогового органа, поддержанный судьей городского суда, о том, что нарушение срока предоставления отчета о движении средств не подпадает под примечание к статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Позиция налогового органа, основанная на том, что предоставление отчета не является действием, связанным с совершением валютных операций, такой отчет является документом, который связан с ведением счетов, не учитывает, что бездействие ФИО1 связано с предоставлением в налоговой орган сведений о совершении валютных операций и зачислением денежных средств на счет, информация о котором содержалась в специальной декларации, что вытекает из содержания отчета о движении денежных средств и было подтверждено представителем ИФНС по городу Находке в настоящем судебном заседании.

При таких обстоятельствах, постановление и. о. начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Находке Приморского края ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 2 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, они подлежат отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 примечания к статье 14.1 и пункта 9 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решила:

постановление и. о. начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Находке Приморского края ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 2 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 - отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья С.П. Судницына