ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-1360/17 от 06.12.2017 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Новожилова И.Н. Дело № 7-21-1360/17

Р Е Ш Е Н И Е

06 декабря 2017 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Тымченко А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Владморсервис» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации в Тихом океане, ФИО2, ФИО3, Охотском, Чукотском, Японском морях, море Л-вых от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношение ООО «Владморсервис»,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации в Тихом океане, ФИО2, ФИО3, Охотском, Чукотском, Японском морях, море Л-вых ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ООО «Владморсервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ данное постановление оставлено без изменения, жалоба законного представителя – генерального директора ООО «Владморсервис» ФИО1 - без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенными актами, законный представитель – генеральный директор ООО «Владморсервис» ФИО1 подала жалобу в Приморский краевой суд, в которой ставится вопрос об отмене вынесенного по делу постановления должностного лица и решения судьи по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения генерального директора ООО «Владморсервис» ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решение судьи.

В соответствии со статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения выражается в бездействии, выразившемся в невнесении установленной платы в виде конкретной суммы в обусловленный срок.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Такая плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.

До 1 января 2016 года сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду определялись Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 «Об установлении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 года № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».

В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 года № 557 плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежала внесению по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом являлся календарный квартал.

Из материалов дела следует, что основанием для привлечения ООО «Владморсервис» к административной ответственности послужило невнесение юридическим лицом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2015 года в установленные сроки, а именно до ДД.ММ.ГГГГ.

Факт совершения ООО «Владморсервис» административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ с перечнем юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих федеральному экологическому надзору, не внесших плату за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2015 года; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Владморсервис», которым в совокупности с другими материалами дела была дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, действия ООО «Владморсервис» правильно квалифицированы по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о том, что в действиях ООО «Владморсервис» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку общество не осуществляет накопление и хранение отходов, несостоятелен.

ООО «Владморсервис» обоснованно признано субъектом вмененного юридическому лицу правонарушения, поскольку в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной деятельности которых образуются отходы (пункт 2 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ).

Исходя из положений статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», определяющей отходы как объект права собственности, передача отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон, в том числе через третьих лиц, не происходит перехода права собственности на отходы. Оказание услуг по размещению отходов специализированной или иной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты публично-правового платежа.

Таким образом, предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя.

Вопреки доводам жалобы в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлено сведений о том, что ООО «Владморсервис» в 3 квартале 2015 года не осуществляла свою деятельность, вредное воздействие на окружающую среду отсутствует, а также то, что юридическим лицом была внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2015 года - до 20 октября 2015 года.

Кроме этого судья находит, что представленная обществом заполненная форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду с нулевыми расчетами за 3 квартал 2015 и квитанция, не подтверждают её получение контролирующим органом.

ООО «Владморсервис» в процессе деятельности по ремонту электронного, электрического и оптического оборудования, машин и оборудования, судов и лодок, монтаж промышленных машин и оборудования, в результате которого образуются отходы, обязано самостоятельно вносить плату за размещение отходов производства и потребления (выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Владморсервис» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ).

С 29 июня 2015 года, согласно Перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Приморского края и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденному Приказом Минприроды России от 10 ноября 2010 года № 492 с изменениями от 29.06.2015 № 280, юридическое лицо - ООО «Владморсервис» включено в указанный Перечень.

Довод заявителя о том, что акт проверки об административном правонарушении составлен в отсутствии представителя ООО «Владморсервис» не является основанием для отмены оспариваемых актов.

Так проверка не проводилась и акт проверки не составлялся, ввиду того, что правонарушение выявлено из поступившего в административный орган сопроводительного письма с Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ с перечнем юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих федеральному экологическому надзору, не внесших плату за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2015 года, где указано, что ООО «Владморсервис» не внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2015 года (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ).

Утверждение в жалобе о том, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии представителя общества, также не является основанием для отмены оспариваемых актов.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (статья 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о месте и времени составления протокола об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут было направлено должностным лицом административного органа по юридическому адресу ООО «Владморсервис»: <адрес>, однако не было вручено юридическому лицу ввиду истечения срока хранения, что является надлежащим извещением о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (л.д.13).

При таких обстоятельствах, должностное лицо, располагая сведениями о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, правомерно составило протокол об административном правонарушении в отсутствие законного представителя, либо защитника юридического лица - ООО «Владморсервис».

В последующем протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, и копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении были направлены обществу по адресу юридического лица: <адрес>, и получены обществом ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

При таких обстоятельствах, приведенные ООО «Владморсервис» доводы правильность выводов судьи районного суда не опровергают и основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности не являются.

Административное наказание ООО «Владморсервис» назначено в соответствии с санкцией статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения ООО «Владморсервис» к административной ответственности соблюдены.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену судебного акта при производстве по делу допущено не было, нормы материального права применены правильно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации в Тихом океане, ФИО2, ФИО3, Охотском, Чукотском, Японском морях, море Л-вых от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Владморсервис», оставить без изменения, жалобу генерального директора ФИО1 – без удовлетворения.

Судья А.М. Тымченко