ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-1376 от 12.12.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Жила Н.Л. Дело № 7-21-1376

Р Е Ш Е Н И Е

12 декабря 2018 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Петелиной Е.Г. – Жилка Т.И. на решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 9 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Петелиной Е.Г.,

у с т а н о в и л а:

постановлением и.о. начальника инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Находке Степико В.В. № 104 от 20 августа 2018 года Петелина Е.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей.

Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 9 октября 2018 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

На решение судьи защитником Петелиной Е.Г. – Жилка Т.И. подана жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене, как вынесенного с нарушением норм материального права.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения специалиста-эксперта ИФНС России по городу Находке Луцак Д.В., государственного налогового инспектора Халицкой М.А., прихожу к следующему выводу.

Административная ответственность по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение сроков представления отчётов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней и влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трёх тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля закреплены вышеуказанным Федеральным законом.

В силу части 7 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ физические лица - резиденты представляют налоговым органам по месту своего учёта отчёты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Такой порядок установлен Правилами представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчётов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - Правила), утверждёнными постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 года №1365 «О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации».

Согласно пункту 2 Правил физическое лицо - резидент представляет в налоговый орган отчёт ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчётным годом, за исключением случаев представления отчётов в иные сроки в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.

В содержание отчёта включается информация о резиденте, о банке за пределами территории Российской Федерации, в котором открыт счёт, а также сведения об остатке средств на счёте на начало отчётного периода, о сумме зачислений за отчётный период, сумме списания за отчётный период и сведениях об остатке средств на счёте на конец отчётного периода.

Из материалов дела следует, что Петелина Е.Г. имеет за пределами территории Российской Федерации в Королевстве Таиланд счёт № , открытый 3 ноября 2014 года, счёт № , открытый 29 октября 2017 года, что указано ею в специальных декларациях, принятых ИФНС России по городу Находке 18 июля 2018 года. Отчёт о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банке за 2017 год, который следовало представить в срок до 1 июня 2018 года Петелиной Е.Г. представлен 18 июля 2018 года.

Данное обстоятельство, свидетельствующее о нарушении Петелиной Е.Г. срока предоставления отчёта о движении денежных средств на счёте, предусмотренного пунктом 2 Правил, послужило основанием для привлечения её к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица, судья городского пришёл к выводу о совершении Петелиной Е.Г. вменённого в вину правонарушения.

Вместе с тем судьёй оставлены без внимания следующие обстоятельства.

В целях создания правового механизма добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации, снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах, а также с переходом Российской Федерации к автоматическому обмену налоговой информацией с иностранными государствами был принят и вступил в действие Федеральный закон от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о добровольном декларировании).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 указанного Федерального закона физическое лицо в срок, установленный статьёй 5 настоящего закона, вправе представить специальную декларацию, содержащую сведения о счетах (вкладах) физического лица в банках, расположенных за пределами Российской Федерации (в том числе о счетах (вкладах), указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона, закрытых на дату представления специальной декларации), об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учёта в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

В части 3 статьи 4 Федерального закона о добровольном декларировании указано на то, что факт представления декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, а также сведения, содержащиеся в декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к декларации, не могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном и (или) налоговом правонарушении в отношении декларанта и (или) номинального владельца имущества.

При этом в силу положений части 1 указанной статьи закона, если иное не установлено частью 8 настоящей статьи, декларант и лицо, информация о котором содержится в декларации, освобождаются, в том числе от административной ответственности при наличии оснований, предусмотренных статьёй 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случае выявления факта нарушения законодательства Российской Федерации при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, а также при совершении валютных операций и (или) зачислении денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации.

В пункте 2 примечания к статье 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях указано на то, что лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, в том числе предусмотренного статьёй 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие действия (бездействие) связаны, в том числе с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

Таким образом, применение приведённых положений примечания к статье 14.1 Кодекса РФ к правонарушениям, квалифицируемым по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не исключается.

При этом необходимым условием для освобождения от административной ответственности является совокупность двух обстоятельств: - лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной поданной декларации; - если такие действия (бездействие) связаны, в том числе с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

Как было выше указано, Петелина Е.Г. привлечена к ответственности за непредоставление в установленный срок отчёта о движении средств по счетам, открытым в банках за пределами Российской Федерации.

Отчёт о движении денежных средств представляет собой обобщение данных о денежных средствах на счёте с указанием остатка средств на начало отчётного периода, итоговой суммы зачисления средств за отчётный период, суммы списания средств за отчётный период и остаток денежных средств на конец отчётного периода.

Таким образом, отчёт о движении денежных средств, за непредоставление которого в установленный срок Петелина Е.Г. привлечена к административной ответственности, включает информацию о совершаемых валютных операциях (списание/зачисление денежных средств) по счёту.

Как было выше указано, законодателем установлена возможность освобождения декларанта от административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случае выявления факта нарушения законодательства Российской Федерации, в том числе при совершении валютных операций и (или) зачислении денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации.

Поскольку включаемая в отчёт о движении денежных средств информация фактически отражает совершение валютных операций, на которые распространяются предоставленные Федеральным законом о добровольном декларировании гарантии, то и непредоставление такого отчёта до подачи декларации не может влечь административную ответственность, поскольку напрямую связано с совершением валютных операций и зачислением денежных средств на счёт, сведений о котором до подачи декларации не имелось.

Иное искажало бы смысл положений Федерального закона о добровольном декларировании и свидетельствовало о прямом нарушении положений, предусмотренных в части 3 статьи 4 указанного закона о том, что представление декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, а также сведения, содержащиеся в декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к декларации, не могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном и (или) налоговом правонарушении в отношении декларанта и (или) номинального владельца имущества.

При таких обстоятельствах, постановление и. о. начальника инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Находке Степико В.В. № 104 от 20 августа 2018 года и решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 9 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене, производство по делу – прекращению на основании пункта 2 примечания к статье 14.1 и пункта 9 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 9 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Петелиной Е.Г., отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья Е.В. Королева