Судья Елистратова О.Б. Дело № 7-21-1377/18
Р Е Ш Е Н И Е
19 декабря 2018 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Тымченко А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Петелиной ... – Жилка Т.И. на постановление и.о. начальника инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Находке от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением и.о. начальника инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Находке ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ Петелина Е.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 2 500 рублей.
Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ данное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Жилка Т.И. – без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи защитником Петелиной Е.Г. – Жилка Т.И. подана жалоба в Приморский краевой суд, в которой ставится вопрос об их отмене, как вынесенных с нарушением норм материального права.
Петелина Е.Г., её защитник Жилка Т.И., надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не прибыли, ходатайств об отложении дела не заявляли.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав возражения представителя ИФНС России по городу Находке ФИО2, не согласившейся с доводами жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи.
Административная ответственность по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля закреплены вышеуказанным Федеральным законом.
В силу части 7 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ физические лица - резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 года №1365 «О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации».
Согласно пункту 2 Правил физическое лицо - резидент представляет в налоговый орган отчет ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, за исключением случаев представления отчетов в иные сроки в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.
В соответствии с пунктами 3, 7 и 9 Правил отчёт по форме согласно приложению представляется в одном экземпляре, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил. Днем представления в налоговый орган отчета считается: а) для отчёта, представленного через личный кабинет налогоплательщика, - дата, которая фиксируется соответствующей информационной системой в момент направления физическим лицом - резидентом отчета; б) для отчёта, представленного на бумажном носителе непосредственно физическим лицом - резидентом либо его представителем, - дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета; в) для отчёта, направленного заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, - дата направления физическим лицом - резидентом заказного почтового отправления с уведомлением о вручении. Отчёт представляется по общему правилу за период с 1 января по 31 декабря отчётного года включительно.
В содержание отчета включается информация о резиденте, о банке за пределами территории Российской Федерации, в котором открыт счёт, а также сведения об остатке средств на счёте на начало отчётного периода, о сумме зачислений за отчётный период, сумме списания за отчётный период и сведениях об остатке средств на счёте на конец отчётного периода.
Из материалов дела следует, что Петелина Е.Г. имеет за пределами территории Российской Федерации в <адрес> счет №, открытый ДД.ММ.ГГГГ, что было указано ею в специальных декларациях, принятых ИФНС России по городу Находке ДД.ММ.ГГГГ. Отчёт о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банке за 2016 год, который следовало представить в срок до ДД.ММ.ГГГГ Петелиной Е.Г. представлен ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем нарушен срок представления отчётов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации более чем на тридцать дней.
Указанное обстоятельство послужило основанием для привлечения Петелиной Е.Г. к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица, судья городского суда пришёл к выводу об обоснованности привлечения Петелиной Е.Г. к административной ответственности.
Указанные выводы судьи городского суда нельзя признать правильными.
8 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 140-ФЗ), который направлен на создание правового механизма добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации, снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах, а также с переходом Российской Федерации к автоматическому обмену налоговой информацией с иностранными государствами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 указанного Федерального закона физическое лицо в срок, установленный статьёй 5 Федерального закона №140-ФЗ, вправе представить специальную декларацию, содержащую сведения о счетах (вкладах) физического лица в банках, расположенных за пределами Российской Федерации (в том числе о счетах (вкладах), указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона, закрытых на дату представления специальной декларации), об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учёта в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона №140-ФЗ факт представления декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, а также сведения, содержащиеся в декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к декларации, не могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном и (или) налоговом правонарушении в отношении декларанта и (или) номинального владельца имущества (часть 3 статьи 4).
В силу части 13 статьи 4 Федерального закона гарантии, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 1 указанной статьи, предоставляются в отношении деяний, совершенных в следующие сроки (если иное не предусмотрено частью 4 статьи 7 Федерального закона): до 1 января 2015 года - при представлении декларации в ходе первого этапа декларирования; до 1 января 2018 года - при представлении декларации в ходе второго этапа декларирования.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 140-Ф установлено, что в случае, если в специальной декларации содержатся сведения об открытых (закрытых) декларантом счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, об открытии (закрытии) и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ и уведомление об открытии (закрытии) и изменении реквизитов которых не было представлено декларантом на дату представления специальной декларации, декларант уведомляет налоговый орган (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов), в который он представляет специальную декларацию, в установленной форме об открытии (закрытии) и изменении реквизитов соответствующего счета (вклада), а налоговый орган (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов) проставляет на указанных уведомлениях отметку об их принятии.
В части 4 статьи 7 Федерального закона указано, что валютные операции и (или) зачисление денежных средств, совершенные до даты представления специальной декларации по счетам (вкладам), указанным в специальной декларации и открытым в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, признаются совершенными без нарушения Федерального закона № 173-ФЗ.
В силу положений пункта 2 примечания к статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, в том числе предусмотренного статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие действия (бездействие) связаны, в том числе с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.
Анализ положений пункта 2 примечания к статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не исключающего освобождение декларанта от ответственности за нарушение срока предоставления отчета о движении средств, части 3 статьи 4 Федерального закона №140-ФЗ, содержащей запрет на использование в качестве основания для возбуждения в отношении декларанта производства по делу об административном правонарушении факта предоставления специальной декларации, а также содержание информации, подлежащей указанию в отчете о движении средств физического лица – резидента по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации, в который включаются, в том числе сведения об остатке средств на счете на начало отчетного периода, о сумме зачислений за отчетный период, сумме списания за отчетный период и сведениях об остатке средств на счете на конец отчетного периода, не позволяет признать правильным вывод налогового органа, поддержанный судьей городского суда, о том, что нарушение срока предоставления отчета о движении средств не подпадает под примечание к статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Позиция налогового органа, основанная на том, что предоставление отчёта не является действием, связанным с совершением валютных операций, такой отчёт является документом, который связан с ведением счетов, не учитывает, что бездействие Петелиной Е.Г. связано с предоставлением в налоговой орган сведений о совершении валютных операций и зачислением денежных средств на счёт, информация о котором содержалась в специальной декларации, что вытекает из содержания отчёта о движении денежных средств и было подтверждено представителем ИФНС по городу Находке.
При таких обстоятельствах, постановление и. о. начальника инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Находке ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем, они подлежат отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 примечания к статье 14.1 и пункта 9 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление и.о. начальника инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Находке от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Петелиной Е.Г., отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.М. Тымченко