ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-1451/18 от 21.12.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Колесникова Т.В. Дело № 7-21-1451/18

Р Е Ш Е Н И Е

21 декабря 2018 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Тымченко А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя директора КГКУ «Приморское лесничество» ФИО1 на решение судьи Чугуевского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Приморские лесопромышленники»,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя директора КГКУ «Приморское лесничество» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Приморские лесопромышленники» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300000 рублей.

Решением судьи Чугуевского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе генерального директора ОАО «Приморские лесопромышленники» ФИО2 постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производству по делу об административном правонарушении прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с решением судьи, заместитель директора КГКУ «Приморское лесничество» ФИО1 подал жалобу в Приморский краевой суд, в которой ставится вопрос об изменении решения судьи, и исключении вывода о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности, указывая на то, что судья районного суда при рассмотрении дела неправильно определил начало течения срока давности привлечения ООО «Приморсклеспром» к административной ответственности, который, по мнению заявителя, подлежит исчислению с момента выявления правонарушения, в частности с даты осмотра лесосеки.

Законный представитель ОАО «Приморские лесопромышленники» ФИО2 надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела по жалобе, в судебное заседание не прибыл, ходатайств об отложении дела не заявлял.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав возражения защитника Губской А.А., прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела ОАО «Приморские лесопромышленники» на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет пользование лесным участком, общей площадью 7754,0 га, находящимся в государственной собственности. Данный лесной участок расположен в <адрес>, кварталы , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , .

ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 45 минут на территории аренды лесного участка в квартале <адрес> инженером охраны и защиты лесов Чугуевского филиала «Приморское лесничество» в присутствии представителя общества ФИО5 был проведён осмотр места рубки, по результатам которого установлено, что на лесосеке уничтожены до степени прекращения роста деревья, заготовка, которых не допускается – орех объёмом 0,16 м?.

Отменяя постановление должностного лица КГКУ «Приморское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ и прекращая производство по делу об административном правонарушении судья Чугуевского районного суда Приморского края счел, что исходя из заявленного обществом в дополнении 2 к лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ срока заготовки древесины (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) ОАО «Приморсклеспром» привлечено к ответственности за пределами годичного срока давности привлечения к административной ответственности, который подлежит исчислению со ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно частям 1 и 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации после выполнения лесосечных работ проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт осмотра лесосеки, виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, предельные (максимальные) размеры лесосек, форма технологической карты лесосечных работ, форма акта и порядок осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367 утвержден порядок осмотра лесосеки, в соответствии с которым осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного пользования), договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.

Согласно пункту 5 Приложения № 4 к Приказу Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367 в случае заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования осмотр лесосек осуществляется в бесснежный период, но не позднее 6 месяцев со дня окончания выполнения лесосечных работ.

При осмотре лесосек устанавливаются, в том числе объем заготовленной древесины, сохранность семенников, семенных куртин и полос, а также деревьев, не подлежащих рубке (при наличии). По результатам осмотра лесосеки составляется акт осмотра лесосеки в соответствии с формой согласно приложению 3 к настоящему приказу в двух экземплярах (пункты 10, 11 Приложения №4).

С выводами судьи районного суда о том, что срок давности привлечения ОАО «Приморские лесопромышленники» по настоящему делу подлежит исчислению со ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента окончания лесозаготовительных работ согласиться нельзя, а доводы должностного лица, изложенные в жалобе заслуживают внимания.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Исходя из того, что Лесной кодекс Российской Федерации определяет рубку лесных насаждений не только как действия по их спиливанию, срубанию и срезанию, а как технологический процесс, связанный с заготовкой древесины, соблюдение которого подтверждается в ходе осмотра места лесосечных работ, проведенного в порядке, установленном Приказу Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367, вменяемое в вину обществу правонарушение - повреждение до степени прекращения роста деревьев, заготовка которых не допускается, является длящимся.

Следовательно, в соответствии с частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, датой совершения данного правонарушения является дата его выявления, а именно - дата осмотра места рубки, который по своему характеру является стадией сдачи леспользователем лесосеки органу государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений и, соответственно, принятия лесосеки уполномоченными на это должностными лицами.

С учетом изложенного выводы судьи районного суда о том, что датой совершения правонарушения по делам указанной категории является дата окончания работ, заявленного лесопользователем в лесной декларации, нельзя признать правильными, поскольку они противоречат вышеприведенным правовым нормам.

Следует также отметить, что указанные в лесной декларации сроки производства работ на лесосеке сами по себе не означают, что лесопользователь не мог производить какие-либо работы на лесном участке, за пределами этих сроков.

Учитывая, что моментом совершения правонарушения в рассматриваемом случае является ДД.ММ.ГГГГ (дата осмотра лесного участка), то установленный частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения должностным лицом административного органа постановления от ДД.ММ.ГГГГ не истек.

Между тем, учитывая, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица административного органа срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек, что является обстоятельством исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьей районного суда, оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

решение судьи Чугуевского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Приморские лесопромышленники» оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья А.М. Тымченко