Судья Дубинский В.В. Дело №-7-21-16/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калуга 25 января 2019 года
Судья Калужского областного суда Плаксина И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Обнинского городского суда Калужской области от 29 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.6 КоАП РФ, в отношении заместителя генерального директора – главного инженера Акционерного общества «Государственный научный центр Российской Федерации физико-энергетический институт им. А.И.Лейпунского» (АО «ГНЦ РФ-ФЭИ») ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя начальника отдела по надзору за ядерной и радиационной безопасностью исследовательских ядерных установок Центрального межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 от 20 июля 2018 года, заместитель генерального директора – главный инженер АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 9.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением должностного лица от 20 июля 2018 года ФИО1, обратился в Обнинский городской суд с жалобой, полагая, что оно является незаконным и необоснованным.
Решением судьи Обнинского городского суда Калужской области от 29 ноября 2018 года, постановление должностного лица от 20 июля 2018 года оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В Калужский областной суд обратился с жалобой ФИО1, полагая, что решение судьи городского суда от 29 ноября 2018 года принято с нарушением закона, просил его отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав ФИО1, его защитника по доверенности ФИО2, поддержавших доводы жалобы, должностное лицо, вынесшее постановление по делу ФИО4, заместителя Калужского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах ФИО3, возражавших против отмены решения судьи, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 9.6 КоАП РФ нарушение норм и правил в области использования атомной энергии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» федеральные нормы и правила (далее - нормы и правила) в области использования атомной энергии - нормативные правовые акты, устанавливающие требования к безопасному использованию атомной энергии, включая требования безопасности объектов использования атомной энергии, требования безопасности деятельности в области использования атомной энергии, в том числе цели, принципы и критерии безопасности, соблюдение которых обязательно при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии.
АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» входит в утвержденный Указом Президента Российской Федерации № 556 от 27 апреля 2007 года Перечень российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные материалы (за исключением ядерных материалов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности).
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1311-р от 14 сентября 2009 года АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» включен в Перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты.
Как следует из материалов дела, и установлено судьей, Калужским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах совместно с представителями отдела по надзору за ядерной и радиационной безопасностью исследовательских ядерных установок центрального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора в период с 25 мая 2018 года по 09 июля 2018 года проведена проверка исполнения федерального законодательства при обращении и размещении радиоактивных отходов в АО «ГНЦ РФ-ФЭИ», расположенном по адресу: <адрес>, осуществляющем деятельность по обращению с радиоактивными отходами при их хранении, переработке и транспортировании на основании лицензии от 14 февраля 2018 года, регистрационный номер №.
В ходе проверки пункта хранения радиоактивных отходов (сооружения 227П) цеха радиоактивных отходов установлено, что в нарушении требований пункта 3.12 Общих положений обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ), утвержденных и введенных в действие постановлением Ростехнадзора № 11 от 02 декабря 2005 года (НП-016-05), контейнеры (КМ РАО -2,8 РАДОН) в количестве 1548 штук, заполненные твердыми радиоактивными отходами от вывода из эксплуатации сооружения 227, установлены вне проектных мест хранения, в то время, как в разделе 5.4 («Обращение с накопленными радиоактивными отходами РАО») Отчета по обоснованию безопасности АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» от 17 марта 2017 года № 224/7.56-03/112, утверждённого заместителем генерального директора – главным инженером ФИО1, указано, что «все накопленные ТРО и ЖРО размещены в соответствующих емкостях пунктов хранения РАО, которые эксплуатируются в режиме «Консервация»; в нарушение пункта 54 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Сбор, переработка, хранение и кондиционирование твердых радиоактивных отходов. Требования безопасности» (НП-020-15), утвержденных приказом Ростехнадзора № 243 от 25 июня 2015 года, сертификаты соответствия на 1268 из 1548 контейнеров отсутствуют; в нарушение пункта 42 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения» (НП-058-14), утвержденных приказом Ростехнадзора № 347 от 05 августа 2014 года, пункта 42 НП-020-15 места расположения контейнеров КМ РАО-2,8 РАДОН на территории сооружения 227П не являются специально оборудованными и определенными проектом как пункт хранения, содержимое контейнера для автоперевозок грузов, находящегося не территории сооружения 227П, не идентифицировано, документация на контейнер с его содержимым не представлена, место его расположения, проектом пункта хранения (сооружение 227П) не предусмотрено и не является специально оборудованным местом для хранения в нем источников ионизирующего излучения.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными в ходе производства по делу об административном правонарушении и представленными в материалы дела доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В соответствии с приказом генерального директора АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» от 27 февраля 2015 года № ФИО1 принят на работу в АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» на должность заместителя генерального директора - главного инженера акционерного общества.
Согласно п.п. 4, 7, п. 3 должностной инструкции заместителя генерального директора – главного инженера АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» ФИО1, в том, числе обязан организовывать и контролировать выполнение работ по обеспечению ядерной, радиационной, пожарной, промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды, разработку и реализацию мероприятий по реконструкции и модернизации объектов экспериментальной и производственно-технологической базы ГНЦ РФ – ФЭИ в целях поддержания и повышения уровня их безопасности; организовывать и контролировать безопасное обращение, учет и контроль, хранение и транспортирование ЯМ и РВ, а также сбор, обработку, безопасное обращение, учет, контроль, хранение и транспортирование ОЯТ и РАО.
Вопреки доводам жалобы, судья городского суда правильно признал совокупность представленных доказательств достаточной для вывода о виновности заместителя генерального директора - главного инженера АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.6 КоАП РФ, как не принявшего все зависящие от него в силу своих должностных обязанностей, меры.
Доводы жалобы, об отсутствии в действиях заместителя генерального директора - главного инженера АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» ФИО1 состава административного правонарушения, являлись предметом исследования при производстве по делу об административном правонарушении и рассмотрении дела в городском суде, и обоснованно отклонены со ссылкой на представленные в материалы дела доказательства.
Жалоба не содержит иных доводов, опровергающих выводы должностного лица и судьи городского суда о совершении ФИО1 указанного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела по результатам проверки, проведенной прокуратурой с привлечением специалистов, 09 июля 2018 года составлен акт, с которым был ознакомлен генеральный директор АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» ФИО7 В тот же день Калужским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в присутствии законного представителя юридического лица вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое рассмотрено административным органом 20 июля 2018 года. При рассмотрении дела участвовал ФИО1, приводил свои возражения по обстоятельствам административного правонарушения, представлял доказательства, которым дана оценка в постановлении о назначении административного наказания. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы о нарушении прав ФИО1 на представление доказательств, при производстве по делу об административном правонарушении нельзя признать состоятельными, они не содержат новых обстоятельств, которые бы не были предметом проверки в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судьи, они направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, и не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.6 КоАП РФ, в связи с чем подлежат отклонению как необоснованные.
Процедура и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены, административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции нормы статьи КоАП РФ.
Вместе с тем, постановление и решение судьи городского суда подлежат изменению ввиду следующего.
Из постановления усматривается, что заместитель генерального директора - главный инженер АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» ФИО1 признан виновным, в том числе и в нарушении пункта 19 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Сбор, переработка, хранение и кондиционирование твердых радиоактивных отходов. Требования безопасности» (НП-020-15), выразившемся в том, что на территории сооружения 227П установлены контейнеры, заполненные бетоном и мусором, без маркировки и документации на них. Место расположения этих контейнеров не является специально отведенным и оборудованным для сбора и сосредоточения твердых радиоактивных отходов, не определено проектной и эксплуатационной документацией.
В соответствии с пунктом 19 НП-020-15 сбор ТРО осуществляется путем сосредоточения ТРО в специально отведенных и оборудованных местах, определенных в проектной или эксплуатационной документации, является обязательным этапом их подготовки к переработке, хранению и кондиционированию и должен обеспечивать исключение поступления радионуклидов в окружающую среду выше пределов, установленных в соответствии с нормативными правовыми документами.
Между тем, согласно представленному в материалы дела протоколу от 29 мая 2018 года №, в результате проведенных измерений установлено, что отходы в металлических контейнерах не являются радиоактивными и относятся к отходам производства и потребления с низкими уровнями содержания техногенных радионуклидов. Указанный протокол был представлен АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» в административный орган при производстве по делу об административном правонарушении и под сомнение последним не поставлен.
При таких обстоятельствах, поскольку пунктом 19 НП-020-15 регламентированы правила сбора твердых радиоактивных отходов, которые в указанных контейнерах отсутствуют, указанная норма не подлежит применению к правоотношениям, связанным со сбором и хранением нерадиоактивных отходов.
Нарушение правил, содержащих запрет на сбор, хранение, переработку и кондиционирование ТРО совместно с нерадиоактивными отходами, обществу не вменялось.
С учетом изложенного, подлежит исключению из мотивировочной части постановления и решения судьи городского суда, вывод о нарушении ФИО1 пункта 19 НП-020-15.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2–30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Исключить из постановления заместителя начальника отдела по надзору за ядерной и радиационной безопасностью исследовательских ядерных установок Центрального межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 от 20 июля 2018 года и решения судьи Обнинского городского суда Калужской области от 29 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.6 КоАП РФ, в отношении заместителя генерального директора - главного инженера АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» ФИО1 выводы о нарушении пункта 19 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Сбор, переработка, хранение и кондиционирование твердых радиоактивных отходов. Требования безопасности», выразившемся в том, что на территории сооружения 227П установлены контейнеры, заполненные бетоном и мусором, без маркировки и документации на них. Место расположения этих контейнеров не является специально отведенным и оборудованным для сбора и сосредоточения твердых радиоактивных отходов, не определено проектной и эксплуатационной документацией.
В остальном постановление и решение судьи оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья И.Н. Плаксина