ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-196/2022 от 15.02.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Власова Ю.В. Дело № 7-21-196/2022

РЕШЕНИЕ

15 февраля 2022 года г. Владивосток

Судья Приморского краевого суда Беркович А.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу директора ФГБУ ««Сихотэ-Алинский государственный заповедник» ФИО5 на решение судьи Тернейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФГБУ «...»,

установила:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> - заместителя начальника отдела государственного надзора за особо охраняемыми природными территориями в сфере охоты Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ ... признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

Решением судьи Тернейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление оставлено без изменения, жалоба ФГБУ ... без удовлетворения.

В жалобе, поданной в <адрес>вой суд директором ФГБУ «Сихотэ-Алинский государственный заповедник» ФИО5 ставится вопрос об отмене решения судьи и прекращении производства по делу.

В судебное заседание представитель Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора не явился, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в отсутствие их представителя. Руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Росприроднадзора.

Изучив материалы дела, ознакомившись с жалобой и отзывом на неё, заслушав объяснения защитника ФГБУ ...ФИО4, полагаю, что оснований для отмены либо изменения решения судьи не имеется.

Ответственность по статье 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.48 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 73 Закона об охране окружающей среды подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

Необходимость данной подготовки связана, в частности, с возложенной на данных субъектов обязанностью по осуществлению производственного экологического контроля.

Исходя из смысла ст. 73 Закона об охране окружающей среды, требование о наличии у руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, является безальтернативным условием и распространяется как на руководителей организации, так и на ее соответствующих специалистов, не подменяя указанных лиц друг другом.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании приказа о проведении плановой выездной проверки юридического лица в отношении ФГБУ «...» -КНД от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка и обследованы объекты негативного воздействия на окружающую среду, расположенные по адресам: -П - <адрес>, на 122 км автодороги Рудная Пристань-Терней, контрольно-пропускной пункт Благодатное; -П - <адрес>, в 1-ом километре от КПП Благодатное, кордон Благодатное; -П - <адрес>, Территория центральной усадьбы.

На кордоне Благодатное расположены 2 организованных источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, используемых для помещений, расположенных на кордоне.

Бытовая печь КПП Благодатное (источник ) функционирует в отопительный сезон на дровах, расход дров составляет 15 м3 в год. При работе печи в атмосферу через дымовую трубу высотой 6 метров, диаметр 0.3 метра выбрасываются загрязняющие вещества - азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, бензапирен, взвешенные вещества.

Бытовая печь строения на кордоне Благодатное (источник ) функционирует в отопительный сезон на дровах, расход дров составляет 15 м? в год. При работе печи в атмосферу через дымовую трубу высотой 6 метров, диаметр 0.3 метра выбрасываются загрязняющие вещества - азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, бензапирен, взвешенные вещества.

На территории центральной усадьбы расположен 1 организованный источник () - котельная и 9 неорганизованных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Источник (котельная) используется для теплоснабжения помещений на территории заповедника. Котельная топится дровами в отопительный период года. Годовой расход дров 1350 м3 в год. При этом в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества - азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, бензапирен, сажа и взвешенные вещества.

В результате хозяйственной деятельности у ФГБУ «Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник им. ФИО2» образуются отходы I-IV класса опасности.

Согласно приказу Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ-лс с ДД.ММ.ГГГГ на должность директора ФГБУ «Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник им. ФИО2» назначена ФИО5

Нарушения положений ст. 39, ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды, а именно отсутствие у директора ФГБУ ...ФИО5, ответственной за принятие решений при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, послужили основанием для привлечения ФГБУ «Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник им. ФИО2» к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт совершения ФГБУ ... административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки -КНД от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из реестра объектов негативного воздействия на окружающею среду ФГБУ «Сихотэ-Алинский заповедник» и иными материалами дела.

Отказывая в удовлетворении жалобы, судья исходил из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях ФГБУ ... вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершенного ФГБУ ... правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными судом в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ФГБУ ..., имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы жалобы об отсутствии законодательно установленных требований к определенной ст. 73 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» подготовке руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, отсутствие утвержденных Минприроды России соответствующих программ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, со ссылкой на письмо Минприроды России от 16 апреля 2021 года № 15-50/5021-ОГ «О программах обучения в области экологической безопасности», являются несостоятельными.

Наличие соответствующих документов об обучении и образовании является обязательным требованием для осуществления различных видов деятельности, связанных с потенциальным или действительным воздействием на окружающую среду.

Письмо Минприроды России от 16 апреля 2021 года № 15-50/5021-ОГ разъясняет, что Минприроды России прорабатывает вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273) в части дополнения перечня типовых дополнительных профессиональных программ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, в том числе, типовой дополнительной профессиональной программой повышения квалификации лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Согласно п. 6 ст. 76 Закона № 273-ФЗ содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Учитывая то, что до настоящего время не утверждена типовая дополнительная профессиональная программа в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, организации, осуществляющие образовательную деятельность самостоятельно разрабатывают и утверждают содержание дополнительной профессиональной программы «охрана окружающей среды и экологической безопасности» в порядке п. 6 ст. 76 Закона № 273.

Кроме того, данным письмо подтверждается обязанность руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Довод жалобы о наличии у директора ФИО5 соответствующего специального образования в области охраны окружающей среды и экологии, что подтверждается соответствующим удостоверением образовательного учреждения, является не состоятельным.

В силу действующего законодательства, руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области не только экологической безопасности, но и в области охраны окружающей среды.

Так, законным представителем юридического лица - директором ФГБУ ...ФИО5 суду предоставлена копия удостоверения о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля».

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля» разработана на основании установленных квалификационных требований к руководителям и специалистам, осуществляющим работы по обеспечению природоохранной деятельности в организациях отраслей промышленности.

Указанная программа ориентирована на ответственных лиц и руководителей промышленных предприятий и строительных объектов.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность» направлена на повышение профессиональных знаний руководителей, специалистов экологических служб организаций, штатных инженеров-экологов в области общей экологии, охраны окружающей среды и природопользования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Учитывая требования ст. 73 Закона № 7, согласно которым руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

При этом, данная статья не предусматривает право выбора пройти обучение по одной дополнительной профессиональной программе: «в области охраны окружающей среды или «в области экологической безопасности».

При таких обстоятельствах, довод жалобы об отсутствии в действиях ФГБУ ... состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, несостоятелен, поскольку юридическим лицом не соблюдены экологические требования, выразившиеся в нарушении положений ст. 73 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Само по себе несогласие заявителя жалобы с выводами судьи не может служить основанием к отмене решения.

Иные доводы жалобы аналогичны по своему содержанию доводам, изложенным при рассмотрении дела об административном правонарушении, проверялись судьей районного суда, им дана надлежащая и мотивированная оценка в судебном постановлении по правилам, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не согласиться с которой оснований не имеется.

Само по себе несогласие с выводами судьи не может служить основанием к отмене законного и обоснованного постановления. Выводы судьи доводами настоящей жалобы не опровергаются, оснований для переоценки доказательств по делу не имеется.

Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, установлены и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи не имеется.

Административное наказание ФГБУ ... является справедливым, соразмерным тяжести совершенного правонарушения.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел. Неустранимых сомнений в виновности юридического лица, привлеченного к административной ответственности, не имеется.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущих его отмену, не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решила:

Решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 12 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФГБУ «...» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья А.А. Беркович