Судья Власова Ю.В. Дело № 7-21-198
РЕШЕНИЕ
21 февраля 2022 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Кубатова О.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу директора ФГБУ «Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник имени К.Г. Абрамова» ФИО1 на решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 17 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от 21 сентября 2021 года директор ФГБУ «Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник имени К.Г. Абрамова» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
Решением судьи Тернейского районного суда Приморского края от 17 января 2022 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, директор ФГБУ «Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник имени К.Г. Абрамова» ФИО1 подала жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи и прекращении производства по данному делу.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, считаю, что оснований для отмены решения судьи не имеется.
Ответственность по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно части 2 статьи 73 Закона об охране окружающей среды подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Необходимость данной подготовки связана, в частности, с возложенной на данных субъектов обязанностью по осуществлению производственного экологического контроля.
Исходя из смысла статьи 73 Закона об охране окружающей среды, требование о наличии у руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, является безальтернативным условием и распространяется как на руководителей организации, так и на ее соответствующих специалистов, не подменяя указанных лиц друг другом.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании приказа о проведении плановой выездной проверки юридического лица в отношении ФГБУ «Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник им. К.Г. Абрамова» № от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка и обследованы объекты негативного воздействия на окружающую среду, расположенные по адресам: № - <адрес>, контрольно-пропускной пункт Благодатное; № - <адрес>; № - <адрес> Территория центральной усадьбы.
На кордоне Благодатное расположены 2 организованных источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, используемых для помещений, расположенных на кордоне.
Бытовая печь КПП Благодатное (источник №) функционирует в отопительный сезон на дровах, расход дров составляет 15 м3 в год. При работе печи в атмосферу через дымовую трубу высотой 6 метров, диаметр 0.3 метра выбрасываются загрязняющие вещества - азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, бензапирен, взвешенные вещества.
Бытовая печь строения на кордоне Благодатное (источник №) функционирует в отопительный сезон на дровах, расход дров составляет 15 м? в год. При работе печи в атмосферу через дымовую трубу высотой 6 метров, диаметр 0.3 метра выбрасываются загрязняющие вещества - азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, бензапирен, взвешенные вещества.
На территории центральной усадьбы расположен 1 организованный источник (№) - котельная и 9 неорганизованных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Источник № (котельная) используется для теплоснабжения помещений на территории заповедника. Котельная топится дровами в отопительный период года. Годовой расход дров 1350 м3 в год. При этом в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества - азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, бензапирен, сажа и взвешенные вещества.
Согласно приказу Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ с ДД.ММ.ГГГГ на должность директора ФГБУ «Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник им. К.Г. Абрамова» назначена ФИО1
В ходе проверки установлено, что директор ФГБУ «Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник имени К.Г. Абрамова» ФИО1, ответственная за принятие решений при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушено требование статьи 73 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Факт совершения генеральным директором ФГБУ «Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник имени К.Г. Абрамова» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из реестра объектов негативного воздействия на окружающею среду ФГБУ «Сихотэ-Алинский заповедник» и иными материалами дела.
Исследовав собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела и дав им надлежащую оценку, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения директора ФГБУ «Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник имени К.Г. Абрамова» ФИО1 к административной ответственности.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что директором ФГБУ «Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник имени К.Г. Абрамова» ФИО1 приняты все зависящие от неё меры, направленные на предотвращение нарушений требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Доводы жалобы об отсутствии законодательно установленных требований к определенной статьей 73 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» подготовке руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, отсутствие утвержденных Минприроды России соответствующих программ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, со ссылкой на письмо Минприроды России от 16 апреля 2021 года № 15-50/5021-ОГ «О программах обучения в области экологической безопасности», являются несостоятельными.
Наличие соответствующих документов об обучении и образовании является обязательным требованием для осуществления различных видов деятельности, связанных с потенциальным или действительным воздействием на окружающую среду.
Письмо Минприроды России от 16 апреля 2021 года № 15-50/5021-ОГ разъясняет, что Минприроды России прорабатывает вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273) в части дополнения перечня типовых дополнительных профессиональных программ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, в том числе, типовой дополнительной профессиональной программой повышения квалификации лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно пункту 6 статьи 76 Закона № 273-ФЗ содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Таким образом, учитывая то, что до настоящего время не утверждена типовая дополнительная профессиональная программа в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, организации, осуществляющие образовательную деятельность самостоятельно разрабатывают и утверждают содержание дополнительной профессиональной программы «охрана окружающей среды и экологической безопасности» в порядке пункта 6 статьи 76 Закона № 273.
Кроме того, данным письмом подтверждается обязанность руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Довод жалобы директора ФГБУ «Сихотэ-Алинский заповедник» ФИО1 о наличии у нее профильного биологического образования не может быть принят во внимание, так как законодателем предусмотрено не получение образования, которое является обязательным при назначении на ту или иную должность, а именно прохождение руководителем организации профессиональной подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Указание в жалобе на наличие у ФИО1 соответствующего специального образования в области охраны окружающей среды и экологии, что подтверждается соответствующим удостоверением образовательного учреждения, является несостоятельным, поскольку руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области не только экологической безопасности, но и в области охраны окружающей среды.
Так, директором ФГБУ «Сихотэ-Алинский заповедник» ФИО1 предоставлена копия удостоверения о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля».
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля» разработана на основании установленных квалификационных требований к руководителям и специалистам, осуществляющим работы по обеспечению природоохранной деятельности в организациях отраслей промышленности.
Программа повышения квалификации по обеспечению экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля ориентирована на ответственных лиц и руководителей промышленных предприятий и строительных объектов.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность» направлена на повышение профессиональных знаний руководителей, специалистов экологических служб организаций, штатных инженеров-экологов в области общей экологии, охраны окружающей среды и природопользования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
С учетом требований статьи 73 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
При этом, данная статья не предусматривает право выбора пройти обучение по одной дополнительной профессиональной программе: «в области охраны окружающей среды» или «в области экологической безопасности».
При таких обстоятельствах, довод жалобы об отсутствии в действиях директора ФГБУ «Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник имени К.Г. Абрамова» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несостоятелен, поскольку ФИО1 не соблюдены экологические требования, выразившиеся в нарушении положений статьи 73 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Само по себе несогласие заявителя жалобы с выводами судьи не может служить основанием к отмене решения.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, установлены и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену вынесенного по делу решения, при рассмотрении дела допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 17 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора ФГБУ «Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник имени К.Г. Абрамова» ФИО1 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья О.А. Кубатова