Судья Нестерова Т.А. Дело № 7-21-199
Р Е Ш Е Н И Е
11 марта 2021 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 26 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора ООО «Лидер» ФИО1,
у с т а н о в и л а:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - директор ООО «Лидер» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Решением судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 26 октября 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, ФИО1 просит вынесенные в отношении него постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи от 26 октября 2020 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют действия, заключающиеся в осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным.
Из материалов дела следует, что в ходе плановой выездной проверки Управлением Росприроднадзора по Приморскому краю обследована площадка, расположенная по адресу: <адрес> на которой ООО «Лидер» на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части сбора и транспортирования и размещения отходов IV класса опасности осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами производства и потребления.
Деятельность по размещению отходов осуществляется на объекте размещения отходов, включенном в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со свидетельством № о постановке объекта на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объект размещения отходов относится к I категории негативного воздействия.
На момент проверки у юридического лица ООО «Лидер» отсутствовало комплексное экологическое разрешение для объекта I категории негативного воздействия на окружающую среду.
Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения директора ООО «Лидер» ФИО1 постановлением должностного лица к административной ответственности на основании статьи 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда с этим постановлением согласился.
Вместе с тем вывод должностного лица Росприроднадзора о наличии в действиях директора ООО «Лидер» ФИО1 состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является преждевременным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (вступившим в силу с 1 января 2019 года) (далее - Закон № 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (пункт 2 статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ).
Порядок рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, порядок выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 9 статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 Правил рассмотрения заявок на получение КЭР, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва КЭР и внесения изменений в них, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2019 года № 143 заявка на получение разрешения подается в сроки, установленные пунктом 5 статьи 31.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
В соответствии с пунктом 5 статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ подача заявки на получение комплексного экологического разрешения осуществляется не позднее чем за два месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, или за четыре месяца до истечения срока действия комплексного экологического разрешения.
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешения и документы, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов (часть 1 статьи 11).
С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи (часть 1.1 статьи 11).
Согласно части 6 статьи 11 Закона № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно.
Указанный перечень объектов I категории утвержден приказом Минприроды России от 18 апреля 2018 года № 154 и включает 300 объектов (далее - Перечень).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в Перечень, обязаны получить комплексное экологическое разрешение до 1 января 2025 года (часть 7 статьи 11 Закона № 219-ФЗ).
Таким образом в силу приведенного правового регулирования обязанность по получению комплексного экологического заключения дифференцирована в зависимости от категории объекта, от того входит ли объект перечень объектов I категории, утвержденный приказом Минприроды России от 18 апреля 2018 года № 154, относится ли объект I категории к областям применения наилучших доступных технологий, критерии которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2398, а также от того является ли объект новым или реконструированным и от того выдавалась ли ранее комплексное экологическое разрешение.
Как следует из свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № от ДД.ММ.ГГГГ полигон твердых отходов, эксплуатируемый ООО «Лидер» является объектом 1 категории негативного воздействия на окружающую сред. Данный объект введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, в перечень объектов I категории, утвержденный приказом Минприроды России от 18.04.2018 N 154 не входит, Общество осуществляет деятельность по сбору и транспортировки и размещению отходов IV класса опасности, то есть деятельность на объекте не соответствует критериям, относящихся к области применения наилучших доступных технологий.
При таких обстоятельствах, а также учитывая диспозицию статьи 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для привлечения к административной ответственности по данной норме подлежит обязательному выяснению такое обстоятельство как наступление срока для получения комплексного экологического разрешения.
В письменных пояснениях по делу об административном правонарушении ФИО1 настаивал на том, что срок получения комплексного экологического заключения для ООО «Лидер» на момент проведения проверки не наступил.
Приведенные выше доводы заявителя содержатся и в жалобе, поданной в районный суд.
Однако правовая оценка указанным доводам не дана ни должностным лицом Росприроднадзора при вынесении постановления, ни судьей районного суда при его пересмотре.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении в числе других выяснению подлежат обстоятельства, связанные с наличием события административного правонарушения.
Из пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть, в частности, указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.
В данном случае из постановления по делу об административном правонарушении не следует какие обстоятельства, по мнению должностного лица административного органа, повлекли для Общества обязанность для получения комплексного экологического заключения.
Из содержания протокола об административном правонарушении, а также акта проверки от 14 октября 2019 года установить данные обстоятельства и опровергнуть доводы лица, привлеченного к административной ответственности, не представляется возможным.
Учитывая, что должностным лицом административного органа в нарушение требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не исследованы вопросы, имеющие значение для правильного разрешения дела, не выяснены обстоятельства, подлежащие установлению, постановление старшего государственного инспектора Российской федерации Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора в Приморскому крае от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 26 октября 2020 года подлежат отмене.
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков давности привлечения к административной ответственности.
Вопрос о возобновлении производства по делу при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может, следовательно, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы, является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела.
Принимая во внимание, что на момент рассмотрения жалобы срок привлечения директора ООО «Лидер» ФИО1 к административной ответственности истек, дело не может быть направлено на новое рассмотрение в Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для устранения допущенных должностным лицом административного органа нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 26 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора ООО «Лидер» ФИО1 - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья С.П. Судницына