ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-225 от 05.03.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Белоусова А.Г. Дело № 7-21-225

Р Е Ш Е Н И Е

5 марта 2018 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя ТСЖ «Уран» Потебня Н.А. на решение судьи Арсеньевского городского суда Приморского края от 9 января 2018 года, вынесенное в отношении председателя ТСЖ «Уран» Потебня Н.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установила:

16 октября 2017 года заместителем прокурора города Арсеньева Криволаповым В.В. в отношении председателя ТСЖ «Уран» Потебня Н.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях по факту нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в городе Арсеньеве от 27 ноября 2017 года председатель ТСЖ «Уран» Потебня Н.А. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Арсеньевского городского суда Приморского края от 9 января 2018 года по жалобе Потебня Н.А. постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Потебня Н.А. подана жалоба, в которой она просит отменить принятые по делу акты, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Познер И.А. о законности состоявшихся по делу решений, прихожу к следующим выводам.

За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами статьёй 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание для должностных лиц в виде штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что ТСЖ «Уран» является организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом <адрес>. В ходе проведения прокуратурой города Арсеньева проверки установлено, что в нарушение требований пункта 1.8 СанПиН 42-128-4690-88 ТСЖ «Уран» не согласован график планово-регулярной очистки контейнерной площадки, расположенной возле указанного жилого дома, с органами Роспотребнадзора.

Установив, что председателем ТСЖ «Уран» Потебня Н.А. не организована надлежащим образом деятельность ТСЖ «Уран», связанная с надлежащим выполнением требований законодательства в области обращения с отходами, судья согласился с законностью привлечения Потебня Н.А. к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вместе с тем при разрешении дела не было учтено следующее.

Пунктом 1.8 СанПиН 42-128-4690-88, неисполнение которого вменено в вину председателю ТСЖ «Уран» Потебня Н.А., предусмотрено, что планово-регулярную очистку контейнеров следует проводить по договорам - графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы.

Таким образом, согласование договора-графика планово-регулярной очистки контейнеров осуществляет учреждение санэпидслужбы, а сам график составляется организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом.

В соответствии с положениями части 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признаётся, в том числе, вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.

Товарищество собственников жилья осуществляет управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII Жилищного кодекса РФ (пункт 2 статьи 138 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с частью 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья оно несёт ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пункт 11 названных Правил определяет перечень работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 года № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» из названного перечня исключён сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов, таким образом, названные работы перестали относиться к работам по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

При этом деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов является обращением с отходами (статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон об отходах).

В силу статьи 28 Федерального закона об отходах ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства в области обращения с отходами несут должностные лица и граждане в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Такая ответственность установлена статьёй 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей наказание за нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.

Следовательно, субъектом административной ответственности по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является лицо, виновное в нарушении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.

В силу положений статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вменяя в вину председателю ТСЖ «Уран» Потебня Н.А. нарушение правил обращения с отходами, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административному органу следовало представить доказательства того, что возглавляемое должностным лицом товарищество является лицом, ответственным за обращение с отходами и применительно к пункту 1.8 СанПиН 42-128-4690-88 обязано составить договор-график, подлежащий согласованию с учреждениями санэпидслужбы.

Таких доказательств в дело не представлено.

Вместе с тем в материалах дела имеется договор на оказание услуг от 1 марта 2017 года, заключённый между ТСЖ «Уран» и ООО «Лидер», предметом которого является выполнение работ на сбор, транспортирование, размещение отходов от контейнерной площадки (мусороприёмных камер) МКД по <адрес>.

Таким образом лицом, ответственным за сбор, транспортирование, размещение отходов от контейнерной площадки по <адрес> является ООО «Лидер».

Следовательно, именно названное общество производит удаление отходов для целей транспортировки, являясь лицом, обязанным в соответствии с пунктом 1.8 СанПиН 42-128-4690-88 составить договор-график очистки контейнеров.

Другим лицом, участвующим в составлении договора является жилищный орган, реализующий полномочие органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения по организации работ по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.

Товарищество собственников жилья, осуществляющее управление общим имуществом в многоквартирном доме (многоквартирных домах), не является лицом, ответственным применительно к пункту 1.8 СанПиН 42-128-4690-88 за согласование графика планово-регулярной очистки с контейнерной площадки, расположенной возле жилого <адрес>, с органами Роспотребнадзора.

На основании изложенного постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи, вынесенные в отношении председателя ТСЖ «Уран» Потебня Н.А. подлежат отмене, производство по делу – прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решила:

постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в городе Арсеньеве от 27 ноября 2017 года и решение судьи Арсеньевского городского суда Приморского края от 9 января 2018 года, вынесенные в отношении председателя ТСЖ «Уран» Потебня Н.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Е.В. Королева