ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-243/19 от 12.08.2019 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу

судья Алёкминская Е.А. дело № 7-21-243/2019

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Забайкальского краевого суда Ходюков Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите 12 августа 2019 года жалобу лица привлекаемого к административной ответственности ФИО1 на постановление № 270 от 25.01.2019 заместителя начальника Межрайонной инспекции Федерального налоговой службы № 2 по г. Чите и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Читы от 02.07.2019 года вынесенные в отношении ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ,

установил:

постановлением № 270 от 25.01.2019 заместителя начальника Межрайонной инспекции Федерального налоговой службы № 2 по г. Чите директор ООО «Давенда» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Читы от 02.07.2019 постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, ФИО1 просит принятые по делу акты отменить, производство по делу прекратить.

ФИО1 о месте и времени рассмотрения жалобы извещен в суд не явился, в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствии ФИО1

Ознакомившись с доводами жалобы, материалами дела, выслушав представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите ФИО2, прихожу к следующему.

Административная ответственность по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ возникает за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля закреплены вышеуказанным Федеральным законом.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок и порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением до 01.03.2018 был определен Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации от 04.06.2012 № 138-И.

Вступившей в действие с 01.03.2018 Инструкцией ЦБ РФ № 181-И установлена обязанность резидентов осуществить постановку кредитного договора на учет в уполномоченном банке, для чего резидент должен представить в банк кредитный договор либо выписку из него и иную информацию, необходимую для формирования раздела I ведомости банковского контроля (глава 5 Инструкции). В приложении 5 к данной инструкции приведена форма ведомости банковского контроля по кредитному договору, раздел I которой («Учетная информация») содержит сведения, аналогичные сведениям паспортов сделок, оформленных в соответствии с требованиями утратившей силу Инструкции ЦБ РФ № 138-И.

То есть Инструкция ЦБ РФ № 181-И содержит аналогичные с прежней инструкцией нормы относительно изменений в сведения, учитываемые банками в целях валютного контроля.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки налоговым органом ООО «Давенда» по вопросам соблюдения валютного законодательства налоговым установлено, что ООО «Давенда» (Заемщик) 06.07.2015 заключен договор займа № 59А-2015 с компанией <данные изъяты> (Заимодавец). В соответствии с договором Заимодавец перечисляет денежные средства в размере рублей, которые заемщик обязуется вернуть до 31.08.2015; договор действует до даты окончательного исполнения заемщиком своих обязательств. Соглашением № б/н от 14.10.2015 срок возврата займа продлен до 31.12.2016.

В соответствии с договором в Читинском отделении № 8600 ОАОСбербанк России 14.07.2015 оформлен паспорт сделки , переоформленный 27.10.2015 на основании вышеуказанного соглашения от 14.10.2015 и 31.12.2015 - в связи с изменением организационно-правовой формы уполномоченного банка. Данный паспорт сделки 07.07.2017 закрыт уполномоченным банком в соответствии с п.7.9 Инструкции № 138-И.

В договоре займа № 59А-2015 от 06.07.2015 отсутствует условие о прекращении исполнения сторонами обязательств по истечению срока, предусмотренного для возврата займа, договор является действующим до момента исполнения всех обязательств по нему.

На дату завершения исполнения обязательств 31.12.2016 обязательства ООО «Давенда» по возврату займа исполнены не были.

Поскольку при сложившихся обстоятельствах стороны договора не заключили дополнительного соглашения о прекращении действия договора, то у ООО «Давенда» возникла необходимость представить в уполномоченный банк информацию об изменении сведений о дате завершения исполнения обязательств по кредитному договору, дате предстоящих платежей по погашению основного долга, а также о сроке привлечения денежных средств в виде займа.

В соответствии с п.п. 8.1, 8.2, 8.8 Инструкции ЦБ РФ № 138-И при внесении изменений и (или) дополнений в контракт (кредитный договор), которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением изменения информации о банке ПС), резидент направляет в банк ПС заявление о переоформлении ПС. В заявлении резидента о переоформлении ПС должны быть указаны: сведения о резиденте - полное или сокращенное фирменное наименование юридического лица (его филиала) для коммерческих организаций, наименование юридического лица (его филиала) для некоммерческих организаций или фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица - индивидуального предпринимателя, физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. В написании наименования допускается использование общепринятых сокращений; реквизиты ПС (номер и дата ПС), раздел ПС, в который вносятся изменения, и содержание указанных изменений; указание на документы и информацию, которые являются основанием для переоформления ПС, и их реквизиты (в случае, установленном пунктом 7.10 настоящей Инструкции, - при их наличии); дата подписания резидентом заявления о переоформлении ПС и проставлена его подпись. В одном заявлении о переоформлении ПС резидент может указать информацию о переоформлении нескольких ПС. В случае если в контракте (кредитном договоре) содержатся условия о возможности его продления (пролонгации) без подписания дополнений и изменений к контракту (кредитному договору), резидент для переоформления ПС в связи с необходимостью указания иной даты завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной в графе 6 раздела 3 оформленного ПС, представляет в банк ПС только заявление о переоформлении ПС с указанием в нем новой даты завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).

ООО «Давенда» в установленный законом срок не представило в уполномоченный банк информацию об изменении сведений о дате завершения исполнения обязательства по кредитному договору, датах и суммах предстоящих платежей по погашению основного долга и процентных платежей, а также о сроке привлечения денежных средств в виде займа.

В соответствии п.п.7.1, 7.3, 7.4, 7.9 Инструкции ЦБ РФ № 181-И при внесении изменений и (или) дополнений в контракт (кредитный договор), а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля по принятому на учет контракту (кредитному договору), за исключением случая, указанного в пункте 7.10 настоящей Инструкции, резидент должен направить в банк УК заявление о внесении изменений в раздел I ведомости банковского контроля. Одновременно с заявлением, представляемым в соответствии с пунктом 7.1 настоящей Инструкции, резидент должен представить в банк УК документы, которые подтверждают необходимость внесения изменений в раздел I ведомости банковского контроля, за исключением случаев, указанных в пунктах 7.8 и 7.9 настоящей Инструкции. Документы, перечисленные в пунктах 7.1 и 7.3 настоящей Инструкции, представляются резидентом в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после даты их оформления, за исключением случаев, указанных в пунктах 7.8 и 7.9 настоящей Инструкции. Датой оформления документов, указанных в пункте 7.3 настоящей Инструкции, считается наиболее поздняя по сроку дата их подписания или дата вступления их в силу либо в случае отсутствия этих дат, дата их составления. В случае, указанном в пункте 6.9 настоящей Инструкции, документы, которые перечислены в пунктах 7.1 и 7.3 (при наличии) настоящей Инструкции, представляются резидентом не позднее сроков, установленных пунктом 5.7 настоящей Инструкции. В случае если в контракте (кредитном договоре) содержатся условия о возможности его продления без подписания дополнений и изменений к контракту (кредитному договору), а также в случаях, когда контракт (кредитный договор) действует до исполнения сторонами обязательств, для внесения изменений в раздел I ведомости банковского контроля в связи с необходимостью указания иной даты завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) резидент должен представить в банк УК только заявление о внесении изменений в раздел I ведомости банковского контроля. Указанное в настоящем абзаце заявление представляется резидентом в банк УК не позднее пятнадцати рабочих дней после даты, указанной в графе 6 пункта 3 раздела I ведомости банковского контроля. В этом случае в заявлении указывается новая дата завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).

Как следует из сведений представленных ПАО Сбербанк (исх. №№ SD0077951932 от 10.10.2018, SD0077951932-1 от 10.10.2018) ООО «Давенда» 20.07.2018 и 31.08.2018 направляло в уполномоченный банк заявления о внесении изменений в раздел I ведомости банковского контроля по кредитному договору с уникальным номером 15070001/1481/1727/6/1. В связи с несоответствием заявленным требованиям Инструкции ЦБ РФ № 181-И, банк отказал в их исполнении (не были указаны уникальный номер договора и информации об изменениях). Изменения в раздел I ведомости банковского контроля о новых датах завершения исполнения обязательств по договору и погашения основанного долга (графа 6 п. 3.1, графа 3 п. 8.2), а также о сроке привлечения заемных средств (графа 7 п. 3.1) внесены в ПАО Сбербанка на основании надлежаще оформленного заявления ООО «Давенда» от 04.10.2018. Срок, установленный нормативными актами органа валютного регулирования, нарушен обществом на 418 дней.

Согласно ст. 25 Закона № 173-ФЗ резиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. За нарушение установленных сроков предоставления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней установлена административная ответственность по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.

ФИО1 являясь директором ООО «Давенда», не организовал работу в обществе таким образом, чтобы исключить нарушение требований валютного законодательства РФ, в результате этого информация об изменений сведений о кредитном договоре предоставлена в уполномоченный банк за рамками установленного срока, в связи с чем он обоснованно был привлечен к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.

Ссылки жалобы о том, что Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И утратила свое действие и вместе с тем обязанность по внесению информации в паспорта сделок отклоняется, так как эта обязанность сохранилась за резидентами в новой Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. Ранее ООО «Давенда» освобождалась от административной ответственности за не внесение информации об изменении сведений о кредитном договоре в уполномоченный банк, непосредственно в паспорт сделки, однако аналогичная обязанность о внесении данной информации сохранялась в форме внесения информации в ведомость банковского контроля, таким образом, бездействие Общества образующее состав административного правонарушения предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ продолжалась и после утраты действия Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И (аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 № 305-АД18-20555). Нарушение было устранено только 04.10.2018, когда была предоставлена необходимая информация в банк в соответствии с сохраняющимися требованиями в новой Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. Таким образом, повторность совершения административного правонарушения отсутствует.

Оснований для назначения одного наказания за совершение по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ не имеется, так как директором ООО «Давенда» ФИО1 не совершалось одного действия ответственность, за которые предусмотрена двумя и более статьями КоАП РФ. Информация в уполномоченный банк не предоставлялась в разный временной период по различным контрактам.

Довод жалобы о нарушении административным органом при проведении проверки положений Федерального закона № 294-ФЗ не принимается во внимание, поскольку в соответствии с пунктом 5 части 3.1 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении валютного контроля, именно валютный контроли является предметом рассмотрения настоящего дела. Помимо этого этот Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ч. 1 ст. 1), по данному делу привлекается должностное лицо, на которое действие данного закона не распространяется.

При таких обстоятельствах полагаю, что должностное лицо налогового органа и суд первой инстанции вынесли законное и обоснованное решение, полно и правильно установили обстоятельства дела, применили нормы материального права, подлежащие применению, и не допустили нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения принятых по делу актов не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

постановление № 270 от 25.01.2019 заместителя начальника Межрайонной инспекции Федерального налоговой службы № 2 по г. Чите и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Читы от 02.07.2019 года вынесенные в отношении ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья Забайкальского краевого суда Д.С. Ходюков