Судья Жила Н.Л. Дело № 7-21-273/2022
РЕШЕНИЕ
12 апреля 2022 года г. Владивосток
Судья Приморского краевого суда Беркович А.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ООО «...» ФИО2 на решение судьи Находкинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «...»,
установила:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрайонного управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ юридическое лицо ООО «...» привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Находкинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, защитник ООО «...» ФИО2 подал жалобу в <адрес>вой суд, в которой ставит вопрос об отмене постановления должностного лица, решения судьи и прекращении производства по делу.
В судебное заседание представитель Росприроднадзора, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился, ходатайств об отложении судебного заседании не заявлял. Исполняющим обязанности заместителя руководителя ФИО3 заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя государственного органа. Руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, ознакомившись с жалобой, заслушав объяснения защитника ООО «...» ФИО4, полагаю, что оснований для отмены либо изменения постановление судьи не имеется.
В соответствии со ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
В силу ч. 1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
Пунктом 6 Положения от нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица, индивидуального предпринимателя в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя или их отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «...» Федеральной службой по надзору в сфере природопользования совместно с Дальневосточным межрегиональным Управлением Росприроднадзора была проведена внеплановая выездная проверка, на основании Распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
ООО «...» является объектом 2 категории негативного воздействия на окружающую среду (свидетельство о постановке объекта на государственный учет от ДД.ММ.ГГГГ № EF4FYT4Q).
В ходе проведения проверки установлено, что разработанные мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не соответствуют Приказу Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» (отсутствует пояснительная записка к плану мероприятий, результаты расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ при проведении мероприятий по сокращению выбросов в период НМУ и определение эффективности мероприятий).
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ООО «...» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья исходил из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях ООО «...» вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершенного ООО «...» правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными судом в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «...», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что Приказ Минприроды №811 от 29 ноября 2019 года не содержит положений, обязывающих лиц, разработавших и согласовавших Мероприятия в ранее действующем порядке, разработать и согласовать Мероприятия в порядке, установленном Приказом Минприроды №811 от 29.11.2019 г., а значит, данные положения не имеют обратной силы, в связи с чем, в действиях ООО «...» отсутствует состав вмененного правонарушения, является не состоятельным.
Статья 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 2 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В силу ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора). Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности. Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора), которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности. Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.
Требованиями к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий утв. Приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811 (далее-Требования) установлено, что хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17 ноября 2011 года № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».
Пунктом 18 Требований установлено в соответствии с разработанными для источников выбросов мероприятиями, обеспечивающими выполнение условий, указанных в пункте 12 настоящих Требований, для ОНВ определяются режимы работы структурных подразделений для НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности и составляется пояснительная записка. Рекомендуемый образец содержания пояснительной записки к мероприятиям при НМУ на ОНВ представлен в Приложении № 2 к настоящим Требованиям.
Приказ Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811 не отменяет действующие мероприятия при НМУ Общества, а только указывает, что Общество должно было дополнительно разработать пояснительную записку к плану мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Довод жалобы о легитимности проведенных расчетов и инвентаризации на основании методик, не включенных в Перечень методик, подлежит отклонению в силу следующего.
Так, расчеты концентраций загрязняющих веществ в атмосфере и инвентаризация источников выбросов проведены ООО «...» в соответствии с методиками расчета: «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, Спб, 2012 г.; Временные методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферных воздух предприятиями деревообрабатывающей промышленности», Петрозаводск. 1992 года, не включенными в Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух произведен Обществом на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
Программа производственного экологического контроля разработана на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
Осуществление ООО «...» производственного экологического контроля, содержащего недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные программой ПЭК с использованием методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ.
Декларация о воздействии на окружающую среду разработана на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
Инвентаризация осуществляется владельцами источников на основании соответствующих методик расчета выбросов.
Приказом Минприроды России от 7 августа 2018 года № 352 (далее - Порядок № 352) утвержден Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с пунктом 28 Порядка № 352 для определения показателей выбросов расчетным методом применяются методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источникам утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года № 422 (далее - Правила № 422);
Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утвержден приказом Минприроды России от 31 июля 2018 года № 341 (далее - Порядок № 341).
Согласно Правилам № 422 такие методики разрабатываются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - разработчик, хозяйствующий субъект), и включают алгоритм расчета выбросов и формулы расчета величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от соответствующих источников.
Применение методики расчета допускается после ее включения в перечень методик расчета, который ведет Минприроды России в соответствии с Порядком № 341. Кроме того, допускается использование методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Правил № 422 (пункт 2 приказа Минприроды России от 31 июля 2018 года № 341).
Согласно п. 6 Порядка № 341 для внесения сведений о методике расчета в перечень методик расчета разработчик (или его представитель) направляет в Минприроды России заявку в свободной форме, подписанную руководителем организации или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, являющимся разработчиком методики расчета, методику расчета с обосновывающими материалами в соответствии с пунктами 4-11 Правил № 422, а также сведения о методике расчета согласно пункту 3 Порядка № 341.
Использование при определении величин выбросов загрязняющих веществ, в том числе расчетным методом Методик расчета выбросов, не включенных в перечень, является нарушением требований ст. 22 Закона № 96-ФЗ, и пунктов 10,28 Порядка № 352.
Предусматривается, что Перечень методик расчета выбросов должен содержать сведения о конкретных методиках расчета выбросов с описанием области применения, технологического процесса и перечислением сооружений, устройств, оборудования, являющихся стационарными источниками выбросов, и перечне загрязняющих веществ, показатели выбросов которых рассчитываются по данной методике.
Согласно разъяснениям Минприроды России от 10 декабря 2020 года № 12-50/15810-ОГ «О применении методик расчета выбросов» в случае отсутствия соответствующей методики в Перечне методик определение качественного и количественного состава выбросов в ходе проведения инвентаризации выбросов проводится инструментальными методами.
Пунктом 42 Порядка № 352 установлено, что корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется при изменениях состава, объема или массы выбросов в случае возникновения следующих обстоятельств:
- изменение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов;
Также согласно п. 45 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утв. Приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 года № 871:
- изменения законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанного с инвентаризацией выбросов, если после вступления в силу данного изменения документация по инвентаризации выбросов не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Так, Распоряжением от 14 декабря 2020 года № 35-р Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации внесены сведения о методиках расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в перечень методик расчета вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
ООО «...» не провело корректировку инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, который, соответственно, является приложением к Декларации о воздействии на окружающую среду.
В нарушение вышеназванных требований Обществом в декларации о воздействии на окружающую среду не представлена своевременно полная и достоверная информация об источниках и объемах загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, полученная при осуществлении хозяйственной деятельности. Инвентаризация источников выбросов, расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также программа производственного экологического контроля разработаны на основе недостоверных данных загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с приложением № 18 к постановлению Правительства РФ №440 от 3 апреля 2020 года «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах» до 1 июля 2021 года при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формируемый Минприроды России.
Указанные положения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2021 года, согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2021 года № 109 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 440».
Таким образом, применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, не включенных в перечень, допускается только при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов в 2021 году.
Доводы, изложенные в дополнении к жалобе о том, что в ходе проведения проверки ООО «...» были представлены разработанные в 2018 году ООО «ПримЭкоАудит» «Мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) для ООО «...», соответствующие приказу Минприроды № от ДД.ММ.ГГГГ, являются не обоснованными. Доказательства, подтверждающие, что указанные Мероприятия были предоставлены в рамках проверки ООО «...», проведенной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют, что также подтверждается актом проверки ООО «...» №Вн-А/065-0621 от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, о наличии Мероприятий ни в ходе проверки, ни в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении представители ООО «...» не сообщали.
Тот факт, что в подтверждение исполнения п. 1 выданного по результатам проверки предписания №Вн-А/065-0621, ООО «...» Росприродназор установил ДД.ММ.ГГГГ факт исполнения п. 1 предписания, не может являться основания для освобождения ООО «...» от административной ответственности. Кроме того, само предписание не было обжаловано ООО «...» в рамках КАС РФ.
Учитывая вышеизложенное, совершенное ООО «...» деяние правильно квалифицировано по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводов, опровергающих законность и обоснованность постановления административного органа и судебного решения, жалоба не содержит, а по существу направлена на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не может повлечь освобождение юридического лица от административной ответственности.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей допущены существенные нарушения установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, судья с необходимой полнотой исследовал обстоятельства дела и дал надлежащую оценку имеющимся доказательствам. Принятое по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении решение является законным и обоснованным.
Иных доводов, опровергающих выводы судьи, жалоба не содержит.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, установлены и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения не имеется.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел. Неустранимых сомнений в виновности юридического лица, привлеченного к административной ответственности, не имеется.
Административное наказание ООО «...» назначено с учетом требований ст. 3.1, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах санкции ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которое является справедливым, соразмерным тяжести совершенного правонарушения.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущих его отмену, не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решила:
Решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 13 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «...» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья ФИО5