Судья Дубинский В.В. Дело №-7-21-279/2018
Р Е Ш Е Н И Е
город Калуга 25 мая 2018 года
Судья Калужского областного суда Амеличева С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» по доверенности ФИО1 на решение судьи Обнинского городского суда Калужской области от 04 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.6 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Государственный научный центр Российской Федерации физико-энергетический институт им. А.И.Лейпунского» (АО «ГНЦ РФ-ФЭИ»),
у с т а н о в и л :
постановлением заместителя начальника отдела по надзору за ядерной и радиационной безопасностью исследовательских ядерных установок Центрального межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 от 25 декабря 2017 года АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 9.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Вынесенное постановление обжаловано в суд защитником АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» по доверенности ФИО1
Решением судьи Обнинского городского суда Калужской области от 04 апреля 2018 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В Калужский областной суд обратился защитник АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» по доверенности ФИО1 с жалобой, в которой просил решение судьи городского суда отменить, как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, заслушав защитника АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» по доверенности ФИО1, поддержавшего жалобу, заместителя Калужского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах ФИО5, возражавшего против отмены решения судьи, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 9.6 КоАП РФ нарушение норм и правил в области использования атомной энергии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Постановлением Ростехнадзора № 11 от 02 декабря 2005 года утверждены и введены в действие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ)» (НП-016-05).
В соответствии с пунктом 3.7 НП-016-05 ОПБ ОЯТЦ безопасность объекта ядерного топливного цикла (ЯТЦ) должна обеспечиваться за счет последовательной реализации концепции глубокоэшелонированной защиты, основанной на применении системы физических барьеров на пути распространения в окружающую среду ионизирующего излучения, ядерных материалов, радиоактивных веществ, системы технических и организационных мер по защите физических барьеров и сохранению их эффективности, а также по защите работников (персонала), населения и окружающей среды.
Система технических и организационных мер в общем случае должна образовывать основные уровни глубокоэшелонированной защиты, которые приведены в пункте 3.9 НП-016-05 ОПБ ОЯТЦ.
Согласно пункту 3.10 НП-016-05 ОПБ ОЯТЦ концепция глубокоэшелонированной защиты реализуется на всех этапах жизненного цикла объекта ЯТЦ. Приоритетной при этом является стратегия предотвращения нарушений нормальной эксплуатации, особенно для уровней 1 и 2.
Пунктом 3.12 НП-016-05 ОПБ ОЯТЦ установлено, что система технических и организационных мер по обеспечению безопасности объекта ЯТЦ должна быть приведена в отчете по обоснованию безопасности (ООБ) объекта ядерного топливного цикла (ОЯТЦ), разработка которого обеспечивается эксплуатирующей организацией или организацией, заявившей о своем намерении построить и эксплуатировать объект ЯТЦ.
При этом какие-либо расхождения между информацией, содержащейся в ООБ ОЯТЦ и в проекте, а также при его реализации не допускаются. Соответствие ООБ ОЯТЦ реальному состоянию объекта ЯТЦ поддерживается эксплуатирующей организацией в течение всего срока эксплуатации.
АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» входит в утвержденный Указом Президента Российской Федерации № 556 от 27 апреля 2007 года Перечень российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные материалы (за исключением ядерных материалов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности).
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1311-р от 14 сентября 2009 года АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» включен в Перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты.
Как следует из материалов дела, Калужским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах совместно с представителями отдела по надзору за ядерной и радиационной безопасностью исследовательских ядерных установок центрального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора в период с 07 августа 2017 года по 15 августа 2017 года проведена проверка исполнения федерального законодательства, в том числе в сфере лицензирования и эксплуатации ядерно-опасного объекта в здании 225 ОЦ-2 АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что в нарушении требований пункта 3.12 НП-016-05 ОПБ ОЯТЦ «отчет по обоснованию безопасности при проведении НИР и ОКР в опытном цехе №» № от 29 января 2015 года не откорректирован в связи с изменениями проектной документации по комплексу технических средств аварийной сигнализации состояния самоподдерживающей цепной реакции по проекту 227-0145-СП (КТС САС СЦР) и фактическим состоянием объекта; 16 декабря 2016 года истек срок эксплуатации действующей в ОЦ-2 системы САС СЦР по проекту Э.091.6732, что является нарушением пункта 3.9 НП-016-05 ОПБ ОЯТЦ, уровень 1 глубокоэшелонированной защиты (условия размещения объекта ЯТЦ и предотвращение нарушений нормальной эксплуатации) предусматривает поддержание в исправном состоянии систем (элементов), важных для безопасности, путем своевременного определения дефектов, принятия профилактических мер, замены выработавшего ресурс оборудования и организации эффективно действующей системы документирования результатов работ и контроля.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными в ходе производства по делу об административном правонарушении и представленными в материалы дела доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Рассматривая жалобу на постановление должностного лица, судья городского суда правильно признал совокупность доказательств достаточной для вывода о виновности АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.6 КоАП РФ.
Оспаривая вывод о нарушении АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» требований пункта 3.12 НП-016-05 ОПБ ОЯТЦ, защитник указал, что в ООБ должна отражаться информация о работе действующих систем уже введенных в эксплуатацию, поскольку на момент проведения проверки система САС в эксплуатацию введена не была, основания для корректировки отчета отсутствовали.
Данные утверждения основаны на ошибочном толковании норм и правил в области использования атомной энергии, поскольку противоречат пункту 3.12 НП-016-05 ОПБ ОЯТЦ.
Кроме того, в соответствии с Требованиями к отчету по обоснованию безопасности ядерных установок ядерного топливного цикла, утвержденными Постановлением Ростехнадзора № 3 от 04 октября 2004 года (НП-051-04), ООБ ЯУ ЯТЦ является документом, обосновывающим обеспечение безопасности ЯУ ЯТЦ (пункт 2.1). Информация, содержащаяся в ООБ ЯУ ЯТЦ, должна обеспечить возможность оценки достаточности используемых в обеспечение безопасности ЯУ ЯТЦ технических решений и организационно-технических мероприятий и их соответствия требованиям НД по безопасности (пункт 2.2).
В соответствии с пунктом 3.6 НП-051-04 в ООБ ЯУ ЯТЦ должны быть внесены изменения и дополнения в случаях: введения в действие новых или изменения действующих законодательных актов и НД по безопасности ЯУ ЯТЦ; внесения в проект ЯУ ЯТЦ изменения, влияющего на безопасность ЯУ ЯТЦ; реконструкции и (или) модернизации систем (элементов) ЯУ ЯТЦ.
Как следует из материалов дела, на объекте ЯТЦ реализованы изменения по КТС САС СЦР по проекту 227-0145-СП, окончены строительно-монтажные работы. Давая объяснения в суде первой инстанции, защитник пояснял, что на момент проверки на объекте проводились пуско-наладочные работы.
При установленных обстоятельствах отсутствие корректировки отчета в связи с внесением в проект ЯУ ЯТЦ изменения, влияющего на безопасность ЯУ ЯТЦ, свидетельствует о невозможности оценки достаточности используемых в обеспечение безопасности ЯУ ЯТЦ технических решений и организационно-технических мероприятий и их соответствия требованиям НД по безопасности в процессе реализации проекта.
Доводы защитника о нарушении прав АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» вследствие изменения административным органом при вынесении постановления объема вмененного в вину АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» правонарушения, указанного в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, не нашли своего подтверждения, поскольку признавая юридическое лицо виновным в нарушении пункта 3.9 НП-016-05 ОПБ ОЯТЦ, должностное лицо административного органа конкретизировало действие (бездействие) юридического лица в рамках указанного в постановлении прокурора события административного правонарушения, не выходя при этом за его пределы.
Постановление заместителя Калужского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах от 16 августа 2017 года, постановление заместителя начальника отдела по надзору за ядерной и радиационной безопасностью исследовательских ядерных установок Центрального межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 декабря 2017 года соответствуют требованиям статей 28.2 и 29.10 КоАП РФ соответственно.
Жалоба не содержит иных доводов, опровергающих выводы должностного лица и судьи городского суда о совершении АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» указанного правонарушения.
Назначенное обществу административное наказание отвечает требованиям статьи 4.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и являющихся основаниями для отмены постановления по делу об административном правонарушении и решения судьи, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2–30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
решение судьи Обнинского городского суда Калужской области от 04 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.6 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Государственный научный центр Российской Федерации физико-энергетический институт им. А.И.Лейпунского» оставить без изменения, жалобу защитника АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Судья С.А. Амеличева