ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-29/2018 от 12.02.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Дело № 7-21-29/2018

Судья Добрынин В.А.

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

12 февраля 2018 года город Чита

Судья Забайкальского краевого суда Смоляков Павел Николаевич,

рассмотрев в открытом судебном заседании,

по жалобе должностного лица,

на решение судьи Красночикойского районного суда Забайкальского края от 6 декабря 2017 года,

дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении:

общества с ограниченной ответственностью «Разрезуголь», *

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю ФИО1 от 5 октября 2017 года (т. 1, л.д. 5-13) общество с ограниченной ответственностью «Разрезуголь» (далее – общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере восьмисот тысяч рублей.

Решением судьи Красночикойского районного суда Забайкальского края от 6 декабря 2017 года (т. 1, л.д. 222-231) указанное постановление отменено, производство по делу – прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

В жалобе (т. 1, л.д. 235-238), поданной в Забайкальский краевой суд, вынесшее постановление должностное лицо ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда как незаконного.

В заседании суда приняли участие: должностное лицо ФИО1 и представитель административного органа ФИО2 – жалобу поддержали; защитник общества ФИО3 – против удовлетворения жалобы возражала.

Выслушав названных лиц и исследовав дело, прихожу к следующему.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Подобных нарушений в районном суде не допущено.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья исходил из того, что выборочная (внепроектная) отработка обществом соответствующего месторождения полезных ископаемых, приведшая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых (часть 1 статьи 8.10 КоАП РФ), не подтверждается с требуемой достоверностью.

С таким выводом надлежит согласиться.

Вменение административного правонарушения основано на предположениях, на которых постановление о назначении административного наказания основано быть не может.

Так, выводы о том, что оно осуществило выборочную (внепроектную) отработку месторождения каменного угля «Зашуланское» (участок № 1) в Красночикойском районе Забайкальского края административный орган делает, предполагая, что работы по предыдущему проекту «Опытно-промышленная разработка участка № 1 Зашуланского месторождения каменного угля. Техническое перевооружение» от 20 апреля 2016 года завершены.

Между тем, как правильно указано в обжалуемом решении, доказательства этому не представлены, притом что сроки данного проекта не истекли, а предусмотренный им объём добычи полезных ископаемых не выбран.

Судя по протоколу об административном правонарушении от 29 сентября 2017 года (т. 1, л.д. 31-33), характер и объём предъявляемого обществу обвинения в нарушении действующего законодательства сводится к нарушению, помимо непосредственно части 1 статьи 8.10 КоАП РФ, статьи 23 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» и пункта 31 Правил охраны недр, утверждённых постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 6 июня 2003 года N 71.

Первая из названных норм раскрывает основные требованиям по рациональному использованию и охране недр: 1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; 2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; 3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 4) проведение государственной экспертизы и государственный учёт запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; 6) достоверный учёт извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; 7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; 8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I-V классов опасности, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд; 9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; 11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.

Вторая – предусматривает, что строительство и эксплуатация объектов, ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утверждённой в установленном порядке проектной документации не допускается.

Однако в отсутствие явно необходимых специальных познаний ни та норма, ни другая не позволяют судить о том, с какого момента проект «Опытно-промышленная разработка участка № 1 Зашуланского месторождения каменного угля. Техническое перевооружение» от 20 апреля 2016 года считается реализованным.

При этом по правилам, установленным статьёй 26.4 КоАП РФ, экспертиза по делу об административном правонарушении не назначалась.

Должностное лицо связывает этот момент с 20 апреля 2016 года, когда составлен протокол (т. 1, л.д. 132-134) об утверждении заключения государственной экспертизы технико-экономического обоснования постоянных разведочных кондиций и подсчёта запасов каменного угля на месторождении (т. 1, л.д. 135-165), что должно свидетельствовать о реализации проекта.

Но содержание таких документов не позволяет безусловно согласиться с правотой его суждений.

Не свидетельствуют об однозначной реализации упоминавшегося проекта и положения иных нормативных актов, которые называются в рассматриваемой жалобе и в подготовленных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю письменных объяснениях.

Кроме того, по смыслу диспозиции части 1 статьи 8.10 КоАП РФ признаком правонарушения применительно к деяниям общества – выборочной (внепроектной) отработке месторождений полезных ископаемых – является наступление необоснованных потерь запасов полезных ископаемых, а не их сверхнормативных потерь в терминологии пункта 4 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 921.

Обоснования наступления подобного рода потерь в вынесенном должностным лицом постановлении нет.

Налицо сомнения в виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ, которые не были устранены в ходе производства по настоящему делу.

В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Несогласие административного органа с оценкой судьёй районного суда доказательств и с толкованием норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что по делу допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Оснований для отмены обжалуемого решения не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь статьёй 30.7 КоАП РФ, судья,

р е ш и л:

оставить решение судьи Красночикойского районного суда Забайкальского края от 6 декабря 2017 года без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть пересмотрено в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья П.Н. Смоляков