ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-31/18 от 09.01.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Комарова В.А. Дело № 7-21-31/18

(7-21-1437/17)

РЕШЕНИЕ

09 января 2018 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Кубатова О.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ООО «ВСК» Шепчугова И.П. на решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 16 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО «ВСК»,

установила:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора от 04 сентября 2017 года ООО «ВСК» (далее ООО «ВСК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 16 октября 2017 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ООО «ВСК» Шепчугова И.П. - без удовлетворения.

Не согласившись с решением судьи, защитник ООО «ВСК» Шепчугов И.П. подал жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи и прекращении производства по административному делу.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, заслушав объяснения защитника ООО «ВСК» Меркучева В.В., возражения представителя Тихоокеанского Управления Росприроднадзора ФИО1, заключение заместителя Находкинского транспортного прокурора Прищепюка Е.А., полагавшего решение законным и обоснованным, полагаю, что оснований для отмены решения не имеется.

Ответственность по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В целях реализации пункта 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 сентября 2011 года № 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок).

Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Согласно пункту 4 Порядка учета, учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

В силу абзаца 1 пункта 6 Порядка учета, данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде.

В соответствии с пунктом 7 Порядка ведения учета отходов, данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующим за указанным периодом.

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ установлено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Находкинской транспортной прокуратурой проведена выездная проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении погрузо-разгрузочной деятельности с каменным углем в морских портах, а также соблюдения законодательства при обращении с отходами производства и потребления в деятельности ООО «ВСК».

ООО «ВСК» осуществляет погрузо-разгрузочную деятельность с каменным углем в морском порте Восточный в водоохранной зоне бухты Врангель залива Находка Японского моря по схеме «вагон-склад-судно» и является юридическим лицом, ответственным за соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований законодательства об отходах производства и потребления. В ходе производственной деятельности ООО «ВСК» образуются отходы производства I-IV класса опасности.

На предприятии журналы учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов ведутся с нарушением Порядка, а именно, отсутствуют обобщенные данные учета по итогам календарного года по состоянию на 01 января 2017 года.

Кроме того, на момент проверки у ООО «ВСК» отсутствуют: приказ о назначении лица, ответственного за допуск работников предприятия к обращению с отходами I-IV класса опасности; приказ о допуске работников предприятия к обращению с отходами I-IV класса опасности; отсутствуют свидетельства (сертификаты), подтверждающие наличие подготовки на право работы с отходами I-IV класса опасности.

Отказывая в удовлетворении жалобы, судья исходил из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях ООО «ВСК» вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершенного ООО «ВСК» административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом проверки исполнения природоохранного, санитарно -эпидемиологического законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицей; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года; данными учета в области обращения с отходами ООО «ВСК» и другими материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «ВСК», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что ООО «ВСК» не осуществляет деятельность по сбору отходов, так как отходы изымаются специализированными организациями, с которыми у ООО «ВСК» заключены договоры на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, в связи с чем ООО «ВСК» не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, несостоятельны.

Из представленных обществом договоров на услуги по сбору, вывозу и размещению ТБО, крупногабаритного и строительного мусора, заключенного с ООО «Комфорт-Сервис» 01 января 2017 года, на выполнение работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов производства и потребления, заключенного 20 февраля 2017 года с ООО «ЭСТ», на оказание услуг по утилизации отходов, заключенного 01 марта 2012 года с ООО «ГЭНСТЗ», следует, что ООО «ВСК», являясь заказчиком по всем договорам обязуется: обеспечить сбор ТБО в стандартные металлические контейнеры; обеспечить подготовку и передачу Исполнителю отходов в количестве и по номенклатуре в соответствии с актом приема-передачи; при транспортировании отходов обеспечить нахождение отходов одного типа в одном месте с указанием количества и вида отходов; осуществлять сортировку и подготовку отходов к передаче (к сдаче) на утилизацию; назначить ответственного за сбор, сортировку и передачу отходов, уполномоченного подписывать сертификаты о сдаче отходов.

Ответственность «Исполнителей» за соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления данными договорами не установлена.

Таким образом, заключение ООО «ВСК» договоров с организациями на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, не освобождает ООО «ВСК» от ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.

Кроме того, поскольку ООО «ВСК» как заказчик обязан назначить ответственного за сбор, сортировку и передачу отходов, в связи с чем обязано издавать приказ о назначении лица, ответственного за допуск работников предприятия к обращению с отходами I-IV класса опасности; приказ о допуске работников предприятия к обращению с отходами I-IV класса опасности; обеспечить обучение и подготовку работников на право работы с отходами I-IV класса опасности.

Указание в жалобе на то, что ООО «ВСК» незаконно привлечено к ответственности за нарушение Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 сентября 2011 года № 721, так как у ООО «ВСК» имеется электронный журнал учета в области обращения с отходами за 2016 год с обобщенными данными учета по итогам календарного года по состоянию на 01 января 2017 года, несостоятельно, поскольку на момент проведения проверки исполнения природоохранного, санитарно -эпидемиологического законодательства РФ 26 июня 2017 года в составе комиссии старшего помощника Находкинского транспортного прокурора Омельченко О.А., государственного инспектора РФ Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора ФИО2 и главного специалиста – эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г.Находка ФИО3, в присутствии директора по эксплуатации ООО «ВСК» ФИО4 и эколога ООО «ВСК» ФИО5 обобщенные данные по итогу календарного года по состоянию на 01 января 2017 года в журнале учета в области обращения с отходами за 2016 год комиссии предоставлены не были.

Довод жалобы о несоблюдении процедуры проведения Находкинской транспортной прокуратурой проверки в связи с отсутствием основания для проведения проверки, необоснован, поскольку проверка проведена во исполнение поручения ДВТП от 16 июня 2017 года .

Приведенные в жалобе доводы повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела об административном правонарушении, которая была предметом рассмотрения судьи, сводятся к оспариванию выводов судьи, переоценке установленных судьей обстоятельств и не свидетельствуют о незаконности судебного решения.

Само по себе несогласие заявителя жалобы с выводами судьи не может служить основанием к отмене решения. Выводы судьи доводами настоящей жалобы не опровергаются, оснований для переоценки доказательств по делу не имеется.

Наказание назначено ООО «ВСК» в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления и решения, при производстве по делу не допущено.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решила:

решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 16 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО «ВСК» оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Судья О.А. Кубатова