ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-34/2022 от 17.01.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Жила Н.Л. Дело № (7-21-1383/2021)

№ 7-21-34/2022

Р Е Ш Е Н И Е

17 января 2022 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Кубатова О.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Горожанкиной Е.Е. на решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 17 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - АО «Находкинский морской торговый порт»,

установила:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 16 июля 2021 года АО «Находкинский морской торговый порт» (далее – АО «НМТП») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 500000 рублей.

Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 17 ноября 2021 года данное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды ДМУ Росприроднадзора Горожанкиной Е.Е. подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи, как незаконного.

Изучив материалы дела, ознакомившись с жалобой, заслушав возражения защитника АО «НМТП» Ткаченко В.В., прихожу к следующим выводам.

Ответственность по части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «НМТП» Федеральной службой по надзору в сфере природопользования совместно с ДМУ Росприроднадзора была проведена внеплановая выездная проверка.

В ходе проведения проверки были осуществлены мероприятия по контролю соблюдения АО «НМТП» обязательных требований законодательства при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие - «Морской терминал промплощадка Основной грузовой район», , категория риска - высокая, категория объекта - II, свидетельство о постановке объекта на государственный учет от ДД.ММ.ГГГГ, дата ввода объекта в эксплуатацию – 12 июля 1947 года.

Площадка Угольный терминал № 1 (УТ-1), <адрес> является существующим предприятием. Согласно градостроительного плана площадь территории УТ-1 составляет 304418 м?. Расположен терминал на трех земельных участках с кадастровыми номерами: , площадь 296075 кв.м, вид разрешенного использования - морские порты; , площадь 5091 кв.м, разрешенное использование - под здания и сооружения порта; , площадь 3252 кв.м, вид разрешенного использования - морские порты.

Площадь арендованных объектов недвижимости составляет 25958 м?. Общая площадь - 330376,28 м?. К промплощадке УТ-1 примыкает склад материально-технического снабжения «Лесная площадка» по <адрес>. Площадь территории склада составляет 24367,26 м?, кадастровый номер земельного участка , разрешенное использование - под эксплуатацию промышленной застройки.

Основной грузовой район порта расположен в центральной части города Находки, является самым крупным подразделением порта и включает в себя: производственно-перегрузочные комплексы (УТ № 1); комплекс механизации (КМ-1), который включает в себя: а) ремонтно-механические мастерские (РММ-1), б) цех внутрипортового транспорта (ВПТ-1); теплоэнергетическое хозяйство порта (ТВКХ-1); участок хозяйственного обеспечения (УХБО-1); склад материально-технического снабжения порта; управление порта.

Производственная площадка АО «НМТП» расположена в водоохранной зоне бухты Находка, в центральной части порта Находка во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации.

Причалы эксплуатируются на основании договора аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ с ФГУП «Росморпорт». Причал № 7 принадлежит АО «НМТП» на праве собственности.

Открытые склады причала № 8 (с северной стороны) и № 9 (с южной стороны) огорожены ветропылезащитными экранами высотой 15м.

На территории, примыкающей к причалу № 7 до Северной проходной (тыловой фронт), расположена открытая площадка для временного складирования грузов, которые доставляются грузовым автотранспортом с других площадок хранения. В тыловой зоне причала № 15 расположен открытый склад временного хранения навалочных грузов.

В тыловых зонах причалов №№ 10,16,17 расположены открытые складские площадки для хранения всех видов грузов, открытая площадка для хранения оборудования, техники (тыловая зона причала № 17).

На причалах производится перегрузка всех видов грузов. Причалы оборудованы Прикордонными крановыми путями.

Территория угольного терминала №1 от Морского вокзала до Северной проходной протяженная и вытянута вдоль моря и имеет ровную поверхность, с плавным понижением абсолютных отметок к морю.

В настоящее время на площадке УТ-1 образуются хозяйственно-бытовые, производственные и поверхностные сточные воды. Сброс неочищенных сточных вод осуществляется в водный объект через выпуски:

выпуск № 1(УТ-1) - смешанные сточные воды (хозяйственно-бытовые, производственные, поверхностные). Выпуск № 1 расположен на причале № 10, выпуск береговой сосредоточенный, выполнен из двух стальных труб Ду-600 мм, оголовком не оборудован, расстояние от береговой линии до места сброса сточных вод - 0,0 м, расстояние от поверхности водного объекта до уровня места сброса - 0,5 м;

выпуск № 2 (УТ-1) - смешанные сточные воды (хозяйственно-бытовые, производственные). Выпуск № 2 расположен на причале № 16, выпуск береговой сосредоточенный, выполнен из двух стальных труб Ду-400 мм, оголовком не оборудован, расстояние от береговой линии до места сброса сточных вод - 0,0 м, расстояние от поверхности водного объекта до уровня места сброса - 0,5 м;

выпуск № 3 (УТ-1) - смешанные сточные воды (хозяйственно-бытовые, поверхностные). Выпуск № 3 расположен на причале № 19 выпуск береговой сосредоточенный, выполнен из стальных труб Ду-300 мм, оголовком не оборудован, расстояние от береговой линии до места сброса сточных вод - 0,0 м, расстояние от поверхности водного объекта до уровня места сброса - 0,5 м.

выпуск № 6 (УТ-1) — поверхностные сточные воды (дождевые и талые). Выпуск № 6 расположен на причале № 12, выпуск береговой сосредоточенный, выполнен из лотков сечением 800x507 мм, перекрытых решётками, оголовком не оборудован, расстояние от береговой линии до места сброса сточных вод - 0,0 м, расстояние от поверхности водного объекта до уровня места сброса - 0,5.

выпуск № 7 (УТ-1) - поверхностные сточные воды (дождевые и талые). Выпуск № 7 расположен на причале № 16. выпуск береговой сосредоточенный, выполнен из лотков сечением 800x507 мм, перекрытых решётками, оголовком не оборудован, расстояние от береговой линии до места сброса сточных вод - 0,0 м, расстояние от поверхности водного объекта до уровня места сброса - 0,5.

выпуск № 8 (УТ-1) - поверхностные сточные воды (дождевые и талые). Выпуск № 8 расположен на причале № 8, выпуск береговой сосредоточенный, выполнен из лотков сечением 800x507 мм, перекрытых решётками, оголовком не оборудован, расстояние от береговой линии до места сброса сточных вод - 0,0 м, расстояние от поверхности водного объекта до уровня места сброса - 0,5 м.

Сброс сточных вод по всем 8-и выпускам в бухту Находка осуществляется без очистки.

При обследовании территории ДД.ММ.ГГГГ установлено, что «лесная площадка», расположенная на территории УТ-1, используется обществом для хранения различного рода грунта, строительных материалов для реконструкции системы ливневой канализации. Данная площадка не имеет твердого покрытия, а также не оборудована сооружениями, препятствующими загрязнению, засорению, заилению водного объекта в соответствии с требованиями водного законодательства, поверхностный сток дождевых и талых вод не организован.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «НМТП» к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отменяя постановление должностного лица Росприроднадзора и прекращая производство по делу, судья городского суда пришел к выводу о том, что на момент возбуждения дела об административном правонарушении в отношении АО «НМТП» не истек срок исполнения решения Находкинского городского суда Приморского края от 05 июля 2016 года, которым на АО «ЕВРАЗ НМТП» (правопреемником которого является АО «НМТП») возложена обязанность по разработке и утверждению нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект – бухту Находка, получению разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в окружающую среду (разрешение на сброс сточных вод) в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Срок исполнения судебного акта от 05 июля 2016 года по заявлению АО «НМТП» отсрочен до 31 декабря 2021 года.

Однако, данный вывод судьи городского суда является ошибочным.

В соответствии со статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении вышеуказанной деятельности, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Из положений статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В силу частей 1, 2, 8 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

Пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ установлено, что при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, технологические нормативы, установленные в соответствии с Законом № 7-ФЗ, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 16 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Судья городского суда при рассмотрении жалобы на постановление административного органа, ссылаясь на решение Находкинского городского суда Приморского края от 05 июля 2016 года о возложении обязанности на АО «ЕВРАЗ НМТП» (правопреемником которого является АО «НМТП») по разработке и утверждению нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект – бухту Находка, получению разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в окружающую среду (разрешение на сброс сточных вод) не учел, что данное решение не содержит разрешения АО «НМТП» на осуществление хозяйственной деятельности в отсутствии очистных сооружений.

Наличие вышеуказанного решения не свидетельствует об отсутствии в действиях АО «НМТП» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вместе с тем, АО «НМТП», вступая в соответствующие правоотношения, должно знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм законодательства.

Невыполнение требований законодательства об охране окружающей среды нарушает не только интересы Российской Федерации, Приморского края в области окружающей среды, но и в первую очередь права граждан на благополучную среду, гарантированные Конституцией РФ, поскольку АО «НМТП» не соблюдаются утвержденные требования в области охраны окружающей среды, что влечет нарушение одного из основных принципов окружающей среды – обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Таким образом, вывод судьи городского суда об отсутствии в действиях АО «НМТП» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сделан без учета вышеуказанных обстоятельств.

В нарушение требований статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении судьей городского суда жалобы АО «НМТП» собранные по делу доказательства не получили должной оценки в их совокупности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В нарушение статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях судьей районного суда не в полной мере исследованы все доказательства в их совокупности, не установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Вышеуказанные процессуальные нарушения являются существенными и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в связи с чем решение судьи подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Находкинский городской суд Приморского края.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решила:

решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 17 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Находкинский морской торговый порт» отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение в Находкинский городской суд Приморского края.

Судья О.А. Кубатова