ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-352 от 01.06.2020 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Мошкина И.Н. Дело № 7-21-352

РЕШЕНИЕ

01 июня 2020 года г. Владивосток

Судья Приморского краевого суда Кубатова О.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ООО «Золотарь» Морозовой Т.Н. на решение судьи Советского районного суда г. Владивостока от 04 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО «Золотарь»,

установила:

постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 03 июня 2019 года ООО «Золотарь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 120 000 рублей.

Решением судьи Советского районного суда г. Владивостока от 04 декабря 2019 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО «Золотарь» - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, защитник ООО «Золотарь» Морозова Т.Н. просит об изменении постановления государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 03 июня 2019 года и решения судьи Советского районного суда г. Владивостока от 04 декабря 2019 года, исключив указания о привлечения ООО «Золотарь» к ответственности в части допуска работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения послерейсовых медицинских осмотров, а также просит о смягчении наказания.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, заслушав объяснения защитников ООО «Золотарь» Ульященко Ю.Ю. и Морозовой Т.Н., прихожу к следующему выводу.

Ответственность по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Частью 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что к обязанностям работодателя отнесено соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с пунктами 7, 8 части 2 статьи 212 ТК РФ к обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда отнесены обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; а также недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

На основании частей 1, 3 статьи 225 ТК РФ все работники обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

В целях реализации указанных норм ТК РФ постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее – Порядок обучения).

В соответствии с пунктами 2.1.1 и 2.1.3 указанного Порядка, для всех принимаемых на работу лиц работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда. Кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

На основании пункта 2.1.5 Порядка обучения повторный инструктаж проходят все работники, не освобожденные от прохождения первичного инструктажа, не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения с ДД.ММ.ГГГГ внеплановой выездной проверки Государственной инспекцией труда в Приморском крае ООО «Золотарь» установлено, что в нарушение пункта 5 части 2 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пункта 5 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров: работодателем нарушен порядок прохождения послерейсовых медосмотров водителей.

Кроме того, установлено, что работодатель в нарушение статей 212, 225 Трудового кодекса РФ и пунктов 2.1.3, 2.1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации № 1/29 от 13 января 2003 года допустил к работе ФИО1, не прошедшего в установленном порядке инструктаж по охране труда.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Золотарь» к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт совершения ООО «Золотарь» административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: актом проверки от 01 апреля 2019 года; протоколом об административном правонарушении от 07 мая 2019 года, оцененными судьей в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также положения трудового законодательства, судья пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО «Золотарь» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах обоснованность привлечения ООО «Золотарь» к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывает.

Совершенное ООО «Золотарь» административное правонарушение было квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вместе с тем, полагаю, что доводы жалобы в части исключения из постановления административного органа и решения судьи указания на нарушение требований трудового законодательства в части допуска работников ФИО1 и ФИО2 к исполнению трудовых обязанностей без прохождения послерейсовых медицинских осмотров, заслуживают внимания.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Виды медицинских осмотров установлены частью 2 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», к которым отнесены профилактический медицинский осмотр, предварительный медицинский осмотр, периодический медицинский осмотр, предсменные (предрейсовые) медицинские осмотры, послесменные (послерейсовые) медицинские осмотры, иные установленные законодательством Российской Федерации виды медицинских осмотров.

При этом часть 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой ООО «Золотарь» привлечено к административной ответственности, устанавливает ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке только обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, а также обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены).

Соответственно допуск к исполнению трудовых обязанностей работников, не прошедших послесменные (послерейсовые) медицинские осмотры, не отнесен законодателем к нарушениям, за которые наступает административная ответственность по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Это обстоятельство не было учтено и судьей районного суда при вынесении решения по жалобе защитника.

При таких обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи подлежат изменению с исключением из них вывода о нарушении ООО «Золотарь» требований трудового законодательства в части допуска работников ФИО1 и ФИО2 к исполнению трудовых обязанностей без прохождения послерейсовых медицинских осмотров.

Кроме того, довод жалобы о снижении размера административного штрафа, назначенного ООО «Золотарь», заслуживает внимания.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья рассматривающий дело об административном правонарушении либо жалобу, протест на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом в соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Таким образом, руководствуясь положениями частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях исключения избыточного ограничения прав ООО «Золотарь» административное наказание подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы, но до размера не менее половины минимального размера.

С учетом изложенного, постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 03 июня 2019 года и решение судьи Советского районного суда г. Владивостока от 04 декабря 2019 года, вынесенные в отношении ООО «Золотарь» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит изменению путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 55 000 рублей.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решила:

постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 03 июня 2019 года и решение судьи Советского районного суда г. Владивостока от 04 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО «Золотарь» изменить.

Исключить из постановления и решения судьи указания онарушении ООО «Золотарь» требований трудового законодательства в части допуска работников ФИО1 и ФИО2 к исполнению трудовых обязанностей без прохождения послерейсовых медицинских осмотров

Назначенное ООО «Золотарь» административное наказание в виде штрафа снизить со 120000 рублей до 55 000 рублей.

В остальной части постановлениегосударственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае и решение судьи Советского районного суда г. Владивостока оставить без изменения.

Судья О.А. Кубатова