ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-366/18 от 24.09.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 7-21-366/2018

судья Коберская М.В.

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Забайкальского краевого суда Ходюков Денис Сергеевич, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите 24 сентября 2018 года жалобу защитника МБУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» ФИО1 на решение судьи Читинского районного суда Забайкальского края от 11 июля 2018 г. и постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 22 мая 2018 г. в отношении МБУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.31 КоАП РФ,

установил:

постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 22 мая 2018 г. МБУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» признана виновной совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 5.31 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Решением судьи Читинского районного суда Забайкальского края от 11 июля 2018 г. указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе защитник МБУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» ФИО1 просит принятые акты по делу изменить, назначенное наказание в виде административного штрафа заменить предупреждением, учесть смягчающие обстоятельства. Указывает на процессуальные нарушения - составление протокола спустя длительное время после выявления правонарушения.

Защитник МБУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» просила рассмотреть дело без их участия.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно статье 5.31 КоАП РФ административная ответственность возникает за нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению.

Статьей 8 ТК РФ регламентировано: работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Порядок учета мнения представительного органа работников (профсоюза) установлен ст. 372 ТК РФ и заключается в следующем.

В предусмотренных Трудовым кодексом РФ случаях работодатель до утверждения локального нормативного акта направляет его проект и обоснование по нему в представительный орган работников (профсоюз). Этот орган должен в срок не позднее пяти рабочих дней с момента получения документов направить работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме.

Если представительный орган работника (профсоюз) не согласен с проектом локального нормативного акта или хочет внести предложения по его улучшению, работодатель обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с представительным органом работника (профсоюзом).

Все разногласия оформляются протоколом. Только после этого работодатель вправе принять локальный нормативный акт.

Работодатель принимает решение о принятии локальных нормативных актов (ч. 2 ст. 8 ТК РФ) с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (ст. 371 ТК РФ).

Согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты, принятые без соблюдения порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.

Поводом для привлечения МБУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» к административной ответственности по указанной норме послужили результаты проверки проведенной в период с 13 по 26 апреля 2018 г. Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческая центральная районная библиотека» муниципального района Читинский района должностными лицами Государственной инспекции труда в Забайкальском крае.

В результате проверки выявлено следующее.

В нарушение требований ч. 4 ст. 8 ТК РФ работодатель утвердил и ввел в действие приказом № 20 с 19.07.2017 Положение о порядке проведения служебного расследования, определяющее процедуру проведения служебного расследования в отношении лиц, замещающих должности в учреждении с целью установления и проверки фактов нарушения указанными лицами норм действующего законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 11 ТК РФ на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон N 25-ФЗ).

Согласно ст. 5 Закон N 25-ФЗ взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы.

В соответствии со ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Согласно ст. 27 Закона N 25-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить дисциплинарные взыскания. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством (ч. 3 ст. 27).

Таким образом, утвержденный Положением порядок проведения служебного расследования (разделы 4, 6, 8) ухудшает положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.

Кроме того, согласно письму Председателя Забайкальской краевой организации профсоюза работников культуры ФИО2 исх № 46 от 19.02.2018 в адрес Председателя профсоюзной организации Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческая центральная районная библиотека» муниципального района «Читинский район» ФИО3 профсоюзная организация МБУК «МЦРБ» MP «Читинский район» не правомочна утверждать подобные документы, подпись председателя ПО на Положении «О служебном расследовании» не правомочна и недействительна.

Из пункта 1.6 Коллективного договора Муниципального бюджетного учреждения культур «Межпоселенческая центральная районная библиотека» муниципального района «Читинский район» следует, что все локальные нормативные акты и документы по вопросам труда утверждаются работодателем по согласованию с профкомами, вводятся в действие на основании совместного решения сторон.

Таким образом, в нарушение ч. 4 ст. 372 ТК РФ выявленные разногласия по указанному локальному нормативному акту не оформлены протоколом.

Согласно ст. 12 ТК РФ основаниями для прекращения действия локального нормативного акта или отдельных его положений является отмена (признание утратившим силу) локального нормативного акта либо отдельных его положений другим актом при необходимости внесения изменения в локальный нормативный акт при изменениях в законодательстве. Работодатель вправе вносить изменения в локальные нормативные акты по собственному усмотрению.

На основании ч. 4 ст. 8 ТК РФ не подлежат применению нормы локального нормативного акта, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.

Положение о порядке проведения служебного расследования, введенное в действие приказом № 20 с 19.07.2017 не подлежит применению на основании ст. 8,12, 372 ТК РФ.

Коллективным договором МБУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» MP Читинский район на 2017-2020 г.г. предусмотрено обязательство работодателя о соблюдении принципов социального партнерства.

Таким образом, в действиях юридического лица усматриваются признаки административного правонарушения по статье 5.31 КоАП РФ - невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору.

Событие административного правонарушения подтверждается материалами дела и не оспаривается, в жалобе, поданной в краевой суд, защитником лица привлекаемого к административной ответственности.

Доводы жалобы сводятся к требованиям о необходимости замены назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение.

Полагаю, данные требования подлежат удовлетворению, учитывая, что учреждение привлекается впервые за совершения правонарушения в сфере трудового законодательства, выявленные нарушения учреждением были устранены, что дает основания для назначения наказания в виде предупреждения, в соответствии с санкцией ст. 5.31 КоАП РФ.

Приведенные в жалобе доводы о несоблюдении срока составления протокола об административном правонарушении, не могут служить основанием для отмены обжалуемых актов, поскольку не являются основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если протокол составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 22 мая 2018 г. и решение судьи Читинского районного суда Забайкальского края от 11 июля 2018 г. в отношении МБУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.31 КоАП РФ изменить, назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей, заменить на предупреждение.

В остальной части указанные акты оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья Забайкальского краевого суда Д.С. Ходюков