Председательствующий по делу Дело № 7-21-391/2018
судья Жалсапова Д.Б.
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Забайкальского краевого суда Ходюков Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите 15 октября 2018 года жалобу Ивановой А. П. на постановление № 11/1-05.6-01-2018 от 11 мая 2018 г. заместителя министра финансов Забайкальского края и решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 4 сентября 2018 г. в отношении заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ,
установил:
постановлением № 11/1-05.6-01-2018 от 11 мая 2018 г. заместителя министра финансов Забайкальского края председатель комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» Иванова А. П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Читы от 4 сентября 2018 г. указанное постановление изменено, из объема обвинения исключено указание на нарушение пп. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп. 3 п. 1 ст. 1 Закона Забайкальского края от 11 июля 2013 г. № 858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования», пункта 3 Порядка расходования субвенции из средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий, предоставленных за счёт субвенции для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях», в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, Иванова А.П. просит принятые по делу акты отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав Иванову А.П. и ее защитника Шугаеву А.Б. поддержавших доводы жалобы, представителя административного органа Милюкову А.Н. и прокурора прокуратуры Забайкальского края Выскубову С.А. возражавших относительно доводов жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ наступает за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
В Забайкальском крае, в соответствии со статьей 1 закона Забайкальского края от 11.07.2013 г. № 858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования» финансовое обеспечение образовательной деятельности осуществляется в соответствии с нормативами финансового обеспечения указанных государственных гарантий.
Правительством Забайкальского края в сфере обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях принято постановление № 81 от 02.03.2017 г., а в сфере обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, постановление № 82 от 03.03.2017 согласно которым определены нормативы и методика расчета нормативов и размеров субвенций финансового обеспечения государственных гарантий, а также порядок расходования субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов на обеспечение государственных гарантий в указанных сферах.
Согласно указанным постановлениям использование средств субвенции на финансирование расходов, не предусмотренных методикой расчета норматива финансового обеспечения государственных гарантий, не допускается. Контроль за целевым использованием субвенций осуществляется Министерством и соответствующими органами государственного финансового контроля Забайкальского края.
Министерством финансов Забайкальского края в соответствии с планом проведения проверок, ревизий, обследований в рамках внутреннего финансового контроля проведена проверка в Комитете образования: муниципального района «Читинский район» на предмет целевого и правомерного расходования субвенций, выделенных из бюджета Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, субсидий на оплату труда отдельных категорий работников муниципальных дошкольных и общеобразовательных организаций, непосредственно не связанных с реализацией образовательных программ. По результатам проверки установлено, что:
- в нарушение требований постановления Правительства Забайкальского края от 02 марта 2017 года №81 «О некоторый вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях» в штатные расписания школ в годовой фонд оплаты туда включены необоснованные надбавки на непедагогических работников в сумме 309,5 тыс. руб. - доплата за исполнение обязанностей инженера по охране труда, доплата за дошкольное образование, за котельную, доплата за участие в ПМПК, надбавка за заведование УКП;
в нарушение пп. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп. 3 п. 1 ст. 1 Закона Забайкальского края от 11 июля 2013 года № 858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования», пункта 3 Порядка расходования субвенции из средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий, предоставленных за счет субвенций для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях произведены расходы в сумме 626,7 тыс. руб. - на оплату труда с начислениями мастерам производственного обучения, обеспечивающих реализацию программ профессиональной подготовки трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства, водителей транспортных средств категории «С» и «В»;
в нарушение требований постановления Правительства Забайкальского края от 02 марта 2017 года №81 «О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях» количество ставок заместителей директора в штатных расписаниях школ превышает максимальное количество ставок на 4,25 ед. с годовым фондом оплаты труда 1 041,4 тыс. руб.;
в нарушение требований постановления Правительства Забайкальского края от 03 марта 2017 года №82 «О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного в муниципальных дошкольных общеобразовательных организациях», количество ставок заместителей заведующих в штатных расписаниях детских садов превышает максимальное количество савок на 2 ед. с годовым фондов оплаты труда 633,8 тыс. руб.;
отклонение между штатной и списочной численностью составило по школам: на 01 января 2017 года - 233,8 ед. и на 30 июня 2017 года - 168,6 ед., по детским садам: на 01 января 2017 года - 37,5 ед. и на 30 июня 2017 года -(-)11,0 ед.
Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район» является бюджетным учреждением, имеет тип казенного учреждения, обладает статусом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в органах Федерального казначейства, является получателем бюджетных средств, распорядителем и главным распорядителем бюджетных средств, согласно ст. 152 БК РФ является участником бюджетного процесса, на которого соответственно распространяются правовые основы бюджетного законодательства.
Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район» имеет подведомственные ему бюджетные учреждения, для которых является главным распорядителем бюджетных средств. Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район» осуществляет контроль ведения бюджетного, бухгалтерского, статистического учета и отчетности, эффективности использования и целевого назначения бюджетных средств в подведомственных учреждениях.
Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В нарушение ст. 158 БК РФ Комитетом образования администрации муниципального района «Читинский район» не обеспечена результативность использования бюджетных средств - субвенций, выделенных в 2017 году из бюджета Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, субсидий на оплату труда отдельных категорий работников муниципальных дошкольных и общеобразовательных организаций, непосредственно не связанных с реализацией образовательных программ, тем самым Комитетом образования администрации муниципального района «Читинский район» как получателем и главным распорядителем бюджетных средств допущено нарушение условий расходования межбюджетных трансфертов, за что предусмотрена административная ответственность по п. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ. Нарушение подтверждено актом Министерства финансов Забайкальского от 29.09.2017 г.
Иванова А. П. занимает должность председателя Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район», которая организует работу Комитета образования, осуществляет права и несет обязанности распорядителя бюджетных средств, обеспечивает соблюдение финансовой и учетной дисциплины.
Выявленные нарушения свидетельствует о том, что Иванова А.П., являясь должностным лицом, в силу должностных обязанностей не обеспечила результативность использования бюджетных средств, тем самым ею совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ - нарушение главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Изменяя постановление должностного лица о привлечении Ивановой А.П. к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ судья районного суда пришёл к выводу о необходимости исключения из объёма вмененных нарушений, нарушение пп. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп. 3 п. 1 ст. 1 Закона Забайкальского края от 11 июля 2013 г. № 858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования», пункта 3 Порядка расходования субвенции из средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий, предоставленных за счёт субвенции для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях», так как ранее Иванова А.П. была привлечена к административной ответственности за указанное нарушение, о чём имеется решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 30 января 2018 г. Остальные нарушения допущенные Ивановой А.П. нашли свое подтверждение в суде при рассмотрении жалобы Ивановой А.П. на постановление должностного лица.
С данным решением судьи районного суда полагаю возможным согласиться, а доводы Ивановой А.П. об отсутствии в её действиях состава административного правонарушения отклоняются.
Согласно акту проверки от 29 сентября 2017 г. проверка деятельности Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» проводилась за период с 1 января 2017 г. по 30 июня 2017 г.
Ивановой А.П. вменяется нарушение требований Постановлений Правительства Забайкальского края № 81 и № 82, которые применяются с 1 апреля 2017 г., данные постановления изменяли условия труда работников муниципальных общеобразовательных организаций.
В соответствии со статьей 74 Трудового кодекса РФ о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таким образом, условия труда работников муниципальных общеобразовательных организаций должны быть приведены в соответствии с Постановлениями Правительства Забайкальского каря № 81 и № 82 в течение 2-х месяцев после 1 апреля 2017 г., то есть выявленные нарушения были допущены Ивановой А.П. с 1 июня 2017 г. по 30 июня 2017 г.
В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, Иванова А.П. указывает, что постановления №81 и № 82 вступили в действие с 1 апреля 2017 г. а работники, попадающие под сокращение должны были быть уволены с 1 июня 2017 г., однако сократить работников до указанной даты не представилось возможным, в силу объективных причин (временная нетрудоспособность, отпуск), следовательно, не имелось возможности изменить штатное расписание до 1 июня 2017 г., что указывает на отсутствие в её действиях вины.
С данными доводами полагаю возможным не согласиться, по следующим основаниям.
Ивановой А.П. вменяется в том числе необоснованное начисление надбавок для педагогических работников (доплата за исполнения обязанностей инженера по охране труда, за дошкольное образование, за котельную доплата за участие в ПМПК, надбавка за заведование УКП). Сумма необоснованных начислений составила 309,5 тыс. рублей. Данное нарушение не связано с изменением штатного расписания в части сокращения численности работников, изменения касались только порядка начислений надбавок. Таким образом, действия Ивановой А.П. по начислению надбавок после 1 июня 2017 г. являлось незаконным, не соответствовали положениям Правительства Забайкальского края № 81 и № 82. Доказательств того, что изменения условий труда не могли быть осуществлены в течение 2-х месяцев в силу нетрудоспособности работников и нахождения их в отпусках, Ивановой А.П. не представлено, материалы дела этих доказательств также не содержат. Таким образом, прихожу к выводу, что с 1 июня 2017 г. Иванова А.П. не могла производить вышеуказанные доплаты работникам муниципальных образовательных учреждений в силу отсутствия для этого правовых оснований.
Факты превышение количества ставок заместителей директоров в штатных расписаниях школ на 4,25 ед. с годовым фондом оплаты труда 1 041,4 тыс. руб., количество ставок заместителей заведующих в штатных расписаниях детских садов на 2 ед. с годовым фондов оплаты труда 633,8 тыс. руб., а также отклонение между штатной и списочной численностью составило по школам на 30 июня 2017 года - 168,6 ед., по детским садам на 30 июня 2017 года -(-)11,0 ед. подтверждается актом проверки от 29 сентября 2017 г. с результатами которой Иванова А.П. была согласна; объяснениями Ивановой А.П. от 16 марта 2018 г. данные прокурору Читинского района; ответом Ивановой А.П. на представление от 30 октября 2017 г. Таким образом, доводы Ивановой А.П. об оспаривании данных нарушений опровергаются изложенным.
В соответствии с Постановлениями Правительства Забайкальского края № 81и № 82 контроль за целевым использованием субвенций осуществляется Министерством и соответствующими органами государственного финансового контроля Забайкальского края, таким органом является Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район», который согласно его Положению является главным распорядителем бюджетных средств и осуществляет контроль за их распоряжением. Обеспечивает соблюдение муниципальными образовательными организациями действующего законодательства Российской Федерации. Осуществляет контроль ведения бюджетного, бухгалтерского, статистического учёта и отчётности в подведомственных муниципальных образовательных организациях. Организует контроль и учёт исполнения государственных стандартов, местных нормативов и требований в области образования. Иванова А.П. является руководителем комитета, то есть должностным лицом организующим работу Комитета образования, допустившим нарушение порядка, условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Доводы Ивановой А.П. о том, что штатные расписания муниципальных образовательных учреждений составляются руководителями этих учреждений, и она не осуществляет контроль за штатной численность работников учреждений, отклоняются. В своих объяснениях данных прокурору Читинского района Иванова А.П. указала, что штатные расписания подведомственные комитету образования учреждений составляются экономическим отделом Централизованной бухгалтерии на основании приказов руководителей учреждений образования. Штатные расписания учреждений утверждаются приказом руководителей учреждений образования и проверяются Комитетом образования. Бюджетный учёт подведомственных учреждений ведется комитетом образования. Должностные оклады руководителей учреждений устанавливает экономист Комитета образования, поскольку Комитет образования является для них работодателем. Необоснованное установление должностных окладов допущено Комитетом образования. Допущено отклонение между штатной и списочной численностью по школам. Допущено превышение количества ставок заместителей директоров и штатных расписаниях школ и ставок заместителей заведующих детскими садами.
Комитет образования принимал меры по устранению выявленных нарушений, сокращению излишне заложенных в штатные расписания единиц ставок работников образовательных учреждений (ответ от 30.10.2017 на представление прокурора).
Приказом Ивановой А.П. от 24.03.2017 № 61-р утверждались новые положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений, подведомственных комитету образования. Приказывалось руководителям муниципальных образовательных учреждений в срок до 1 апреля 2017 г. привести в соответствие локальные нормативные акты учреждения, разработав и утвердив соответствующие положения об оплате труда, штатные расписания учреждения.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют, что Иванова А.П. непосредственно осуществляла контроль за исполнением Постановлений Правительства Забайкальского каря № 81 и № 82 и контроль по изменению штатной и численности работников муниципальных образовательных учреждений.
Вопреки доводам Ивановой А.П. она привлечена к административной ответственности в пределах срока давности установленного ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ для должностного лица. Правонарушение выявлено в результате проверки оконченной 29 сентября 2017 г., постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 11 мая 2018 г.
Таким образом, обстоятельств, свидетельствующих о существенных нарушений закона, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ явились бы основанием к отмене или изменению постановления должностного лица и решения судьи районного суда не допущено. По изложенным выше мотивам доводы жалобы не могут быть признаны обоснованными.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 4 сентября 2018 г. изменить, указать, что Ивановой А.П. допущены нарушения порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов с 1 июня 2017 г. по 30 июня 2017 г.
В остальной части решение судьи оставить без изменения, жалобу Ивановой А.П. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья Забайкальского краевого суда Д.С. Ходюков
<данные изъяты>