Судья Жила Н.Л. Дело №7-21-391/2022
РЕШЕНИЕ
18 апреля 2022 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Восточный лесной порт» ФИО1 на вынесенное в отношении него решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 28 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю № от 12 ноября 2021 года должностное лицо – генеральный директор ООО «Восточный лесной порт» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 28 февраля 2022 года указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи, генеральный директор ООО «Восточный лесной порт» ФИО1 обратился в Приморский краевой суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
О времени и месте рассмотрения жалобы законный представитель ООО «Восточный лесной порт» ФИО1 извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, дело рассмотрено с участием его защитников.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав пояснения защитников ФИО1 – ФИО3 и ФИО4, поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, что влечет для должностных лиц предупреждение или наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в период с 7 июня 2021 года по 5 июля 2021 года в отношении ООО «Восточный лесной порт» (далее – ООО «ВЛП»), руководство текущей деятельностью которого осуществляется генеральным директором ФИО1, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования совместно с Дальневосточным межрегиональным Управлением Росприроднадзора была проведена внеплановая выездная проверка по месту нахождения ООО «ВЛП»: <адрес>.
В ходе проведения проверки были осуществлены мероприятия по контролю соблюдения ООО «ВЛП» обязательных требований законодательства при эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие - №
По результатам проведения проверки генеральный директор ООО «ВЛП» ФИО1 привлечен к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, явились выводы должностного лица административного органа о допущенных в деятельности ООО «ВЛП» нарушениях экологических требований при реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, выразившихся в следующем:
ООО «ВЛП» осуществляет деятельность по перегрузке сыпучих грузов (угля) со складских территорий предприятия на подходящие суда и перевалке груза каменного угля с железнодорожного транспорта на морской в морском порту Восточный на причалах №№ 31 и 32, расположенных по адресу: <адрес> края.
В 2020 году ООО «ВЛП» проведены работы по реконструкции очистных сооружений поверхностных сточных вод (добавлены дополнительные отстойники сточных ливневых вод).
Проектная документация в отношении реконструкции объектов капитального строительства, предусмотренная Постановлением Правительства № 87 от 16.02.2008 не разработана. Разрешение на строительство отсутствует. Положительным заключением государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, утвержденным Приказом Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора №156 от 26 марта 2019 года, проведение очистных сооружений не предусмотрено, оценка воздействия на окружающую среду от указанного вида деятельности не проводилась.
Объект реконструкции введен в эксплуатацию без заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.
Также в ходе проведения проверки установлено, что эколог ООО «ВЛП» ФИО8 ответственная за принятия решений при осуществлении хозяйственной деятельности, не имеет подготовки по программе «Обеспечение экологической безопасности руководителей и специалистов общественных систем управления».
При составлении протокола об административном правонарушении представитель должностного лица по доверенности ФИО7 предоставила удостоверение о повышении квалификации по курсу «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами служб и систем экологического контроля» от 2018 года № 3652. Удостоверение о повышении квалификации по курсу «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами служб и систем экологического контроля» от 2018 года №
Также в качестве основания для привлечения ФИО1 к административной ответственности указано следующее.
ООО «ВЛП» в 2018 году проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Расчет нормативов допустимых выбросов произведен расчетными методами.
По данным инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятии 31 источник выбросов загрязняющих веществ, из них 2 организованных (труба котельной), 29 неорганизованных.
Расчеты концентраций загрязняющих веществ в атмосфере и инвентаризация источников выбросов произведены в соответствии с методиками расчета, не включенными в Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а именно на основании Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (дополненное и переработанное)», НИИ Атмосфера, Санкт-Петербург, 2012 год.
Кроме того, расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух произведен на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
Разработка программы производственного экологического контроля Обществом произведена на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
Осуществление производственного экологического контроля, содержащего недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные программой ПЭК с использованием методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ.
Проверкой установлено, что ООО «ВЛП» осуществляет деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
По данным инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятии 31 источник выбросов загрязняющих веществ, из них 2 организованных (труба котельной), 29 неорганизованных.
Суммарный выброс загрязняющих веществ составляет 96,95396 т/год, в том числе газообразных 73,23250 т/год, твердых 23,72147 т/год.
Вместе с тем, согласно приказу № 41 от 25 октября 2018 года «О выводе из эксплуатации котла», акту № 15 от 25 октября 2018 года источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - котел отопительный стальной выведен из эксплуатации и демонтирован.
Корректировка инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в связи с указанными изменениями не проводилась.
Данные инвентаризации не соответствуют количеству фактически имеющихся на предприятии источников выбросов загрязняющих веществ.
В результате деятельности общества в атмосферу выбрасывается 26 загрязняющих веществ 1-4 класса опасности.
С выводами должностного лица административного органа о доказанности наличия в действиях (бездействии) генерального директора ООО «ВЛП» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, согласился и судья городского суда.
Между тем с вынесенными по делу актами согласиться нельзя в связи со следующим.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
На основании пункта 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих обязательному выяснению по делу об административном правонарушении.
С учетом положений части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под событием административного правонарушения понимаются конкретные действия (или бездействие), носящие противоправный характер, за которые названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Соответственно событие административного правонарушения подлежит отражению в протоколе об административном правонарушении (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ) и в постановлении о назначении административного наказания (пункт 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ).
Диспозиции статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой возбуждено рассматриваемое дело об административном правонарушении, носит бланкетный характер, что предусматривает обязанность административного органа указывать конкретные нормы действующего законодательства, содержащие нарушенные экологические требования, и раскрывать их содержание применительно к противоправным действиям или бездействию виновного лица при описании события правонарушения.
Также, с учетом положений статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сформированный административным органом административный материал должен содержать доказательства, в совокупности достаточные для вывода о наличии (отсутствии) события административного правонарушения.
Однако указанные требования процессуального законодательства должностным лицом административного органа при вынесении постановления об административном наказании выполнены не в полном объеме.
Так, по поводу реконструкции очистных сооружений поверхностных сточных вод путем добавления дополнительных отстойников сточных ливневых вод) генеральный директор ООО «ВЛП» ФИО1 и его защитники последовательно утверждали, что ливневая канализация с очистными сооружениями является вспомогательным объектом к основному объекту капитального строительства «Гидротехническое сооружение – причалы №№ 31, 32», была построена в 2018 году в соответствии с проектом и корректировками, разработанными ООО «Резалит», введены в эксплуатацию актом приемки законченного строительством объекта от 29 октября 2018 года, учтены в акте проверки Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора № 916 от 26 ноября 2018 года и в дальнейшем реконструкции не подвергались.
Представленные в административном материале документы, касающиеся очистных сооружений сточных ливневых вод (л.д. 66-95 административного материала), датированы 2018 годом.
При этом ни акт проверки № от 5 июля 2021 года, ни иные содержащиеся в административном материале документы не содержат сведений о том, на основании каких доказательств административным органом был сделан вывод, что в 2020 году очистные сооружения поверхностных сточных вод подвергались реконструкции.
Не содержат представленные материалы и достаточных сведений об основаниях для привлечения ФИО1 к административной ответственности в связи с отсутствием у эколога ООО «ВЛП» ФИО2 надлежащей подготовки по экологической безопасности.
Согласно требованиям части 1 статьи 73 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на которую ссылается должностное лицо административного органа, руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
При этом из постановления об административном наказании следует, что при составлении протокола об административном правонарушении ФИО9 предоставила удостоверение о повышении квалификации по курсу «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами служб и систем экологического контроля» от 2018 года № 3652 и удостоверение о повышении квалификации по курсу «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами служб и систем экологического контроля» от 2018 года №
Информации о том, почему указанные удостоверения не являются достаточными для подтверждения прохождения ФИО5 подготовки, предусмотренной частью 1 статьи 73 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановление о назначении административного наказания не содержат. При этом ни копии удостоверений, представленных ФИО5, ни доказательства, подтверждающие, что указанное лицо относится к числу специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, к административному материалу и делу об административном правонарушении не приобщены, что исключает возможность дать им оценку при рассмотрении жалобы.
Что касается выводов должностного лица административного органа об осуществлении ООО «ВЛП» производственного экологического контроля, содержащего недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, с использованием методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, событие указанного деяния изложено в постановлении о назначении административного наказания в форме, исключающей возможность понять, в чем конкретно выражается соответствующее правонарушение.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Судьей городского суда при рассмотрении жалобы ФИО1 эти нарушения устранены не были.
При данных обстоятельствах, а также учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек, постановление о назначении административного наказания и решение судьи городского суда подлежат отмене, а дело об административном правонарушении – возвращению в административный орган на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела следует учесть изменения, внесенные Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ в статью 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения административного наказания за административные правонарушения, выявленные в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия, поскольку на основании части 2 статьи 1.7 названного Кодекса они имеют обратную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю № от 12 ноября 2021, решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 28 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «Восточный лесной порт» ФИО1, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение должностному лицу Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Жалобу генерального директора ООО «Восточный лесной порт» ФИО1 удовлетворить частично.
Судья А.В. Фаленчи