ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-393 от 21.04.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Жила Н.Л. Дело № 7-21-393

Р Е Ш Е Н И Е

21 апреля 2022 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Восточный лесной порт» Борбышева В.Н. на решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 8 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «Восточный лесной порт»,

у с т а н о в и л а:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Горожанкиной Е.Е. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Восточный лесной порт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 8 февраля 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Общества – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, законный представитель ООО «Восточный лесной порт» просит вынесенные в отношении юридического лица постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи от 2 февраля 2022 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, либо снизить размер административного штрафа.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав защитников ООО «Восточный лесной порт» Белоусову Н.М. и Чернякову Л.В., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ДМУ Росприроднадзора Семашкина Ф.А., прихожу к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; технологические нормативы; технические нормативы; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий). Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в соответствии с законодательством.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В силу положений пункта 4 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с частью 8 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ООО «Восточный лесной порт» к ответственности по части 8 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили выводы должностного лица Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора о превышении Обществом в 2020 году нормативов образования отходов 1 класса опасности (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские), что было выявлено в ходе выездной внеплановой плановой проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды ООО «Восточный лесной порт», проводимой на основании распоряжения Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, в ходе проверки установлено, что ООО «Восточный лесной порт» по адресу: <адрес>, эксплуатирует поставленный на государственный учет объект , категория объекта II, категория риска: высокая, значительная (3), свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду .

Согласно декларации о воздействии на окружающую среду в результате деятельности общества предусмотрено 59 видов отходов 1-5 классов опасности. Годовой норматив образования отходов составляет 184,821 тонны в год, в том числе отходов 1 класса опасности – 0,011 тонн.

При изучении сведений по форме № 2-ТП (отходы) за 2020 год установлено, что в результате хозяйственной деятельности Общества образовалось и было направлено на захоронение отходов 1 класса опасности -0,022 тонны.

Из чего должностным лицом Росприроднадзора сделан вывод о совершении Общество правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья городского суда при пересмотре дела в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пришел к выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и доказанности вины юридического лица в его совершении.

С такими выводами нельзя согласиться в силу следующего.

При пересмотре дела в Находкинском городском суде ООО «Восточный лесной порт» заявлялись доводы о том, что превышение нормативов образования отходов не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данной нормой установлена ответственность за превышение лимитов на размещение отходов.

Однако, указанные доводы, исходя из содержания решения судьи, не получили надлежащей правовой оценки, отклоняя их судья ограничился лишь указанием на неверное толкование заявителем законодательства.

Между тем, признавая законным привлечение общества к административной ответственности по настоящему делу, судья не учел следующие обстоятельства.

Как следует из содержания декларации о воздействии на окружающую среду в разделе 6.2 «масса образовываемых и размещенных отходов» в графе 1 указано на образование отходов лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства 1 класса опасности в количестве 0,011 тонн; согласно сведениям об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2020 год Обществом в 2020 году образовано и передано для обезвреживания 0,022 тонны отходов 1 класса опасности – лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства.

В соответствии с положениями части 3 статьи 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ и части 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ в декларации о воздействии на окружающую среду указываются, в числе прочих сведений – декларируемый объем образовываемых и размещаемых отходов, то есть норматив образования отходов и лимиты на размещение отходов.

В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ оговорено, что

- лимит на размещение отходов - это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки для данной территории;

- норматив образования отходов – установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Из этой же статьи Закона следует, что под размещением отходов понимается «хранение и захоронение отходов».

При этом хранение отходов определено как складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, а захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

К объектам размещения отходов согласно данной статье относятся – «специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов»; к объектам захоронения отходов – «предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах».

Одновременно данной статьей Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Утилизация отходов в данной норме определена как - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).

То есть утилизация отходов не является деятельностью по размещению отходов.

Из анализа приведенных положений статьи 1 Федерального закона № 89-ФЗ не следует, что деятельность юридического лица, в результате которой образовываются отходы, автоматически влечет за собой действия это юридического лица по их размещению, а именно: хранению и захоронению отходов.

Как следует из представленной декларации о воздействии на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ в декларации подлежат указанию как нормативы образования отходов (графа 5), так и лимиты на их размещение (графы 6,7,8,9). Общество заявило о количестве образовываемых отходов 1 класса опасности – 0,011 тонн в год. Сведения о том, что Общество осуществляет хранение отходов 1 класса опасности, то есть складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания и (или) захоронение отходов в декларации отсутствуют.

В сведениях по форме №2-ТП (отходы ) также отсутствуют сведения о том, что Общество в 2020 году осуществляло размещение отходов 1 класса опасности.

Таким образом, из материалов дела не следует и в вину Обществу не вменялось, что ООО «Восточный лесной порт», имея утвержденные лимиты на размещение отходов 1 класса опасности, допустило в 2020 году их превышение.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административная ответственность по части 8 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается исключительно за превышение лимитов на размещение отходов, привлечение Общества за превышение нормативов образования отходов 1 класса опасности нельзя признать законным и обоснованным.

В связи с чем, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 8 февраля 2022 года, вынесенные в отношении ООО «Восточный лесной порт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отмене с прекращением производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 8 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Восточный лесной порт» - отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Жалоба (протест) подается непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья С.П. Судницына