ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-398 от 06.05.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Шульга Е.А. Дело № 7-21-398

Р Е Ш Е Н И Е

6 мая 2019 года г. Владивосток

Судья Приморского краевого суда Зиганшин И.К., рассмотрев в судебном заседании жалобу главного государственного инспектора Владивостокского городского округа по использованию и охране земель ФИО1 на решение судьи Советского районного суда г. Владивостока от 11 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Шамора»,

у с т а н о в и л:

постановлением главного государственного инспектора Владивостокского городского округа по использованию и охране земель ФИО1 от 24 декабря 2018 года № 383-12/18 юридическое лицо – ООО «Шамора» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

Решением судьи Советского районного суда г. Владивостока от 11 марта 2019 года вынесенное в отношении ООО «Шамора» постановление о привлечении к административной ответственности отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Приморский краевой суд в соответствии с частью 5 статьи 30.9 КоАП РФ, ФИО1, как должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, просит решение судьи Советского районного суда г. Владивостока от 11 марта 2019 года отменить, приводя доводы о его незаконности.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения защитника ООО «Шамора» Бурмистрова А.А., прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1, пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу положений статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.

Как следует из материалов дела, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером ... площадью 12566 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, зона рекреационного назначения (Р 3.1), разрешенное использование: для организации и благоустройства мест массового отдыха населения принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Владивостокский городской округ и предоставлен в аренду ООО «Шамора» с 2 октября 2006 года по 1 октября 2055 года, о чем 29 декабря 2006 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной регистрации права № 25-25-01/222/2006-45.

В ходе проверки, проведенной органом государственного земельного надзора, установлено размещение на земельном участке объектов общественного питания: двухэтажного здания кафе китайской кухни «Феникс», двухэтажного здания кафе «Феникс», двухэтажного здания кафе «Орхидея», одноэтажного здания кафе «У Алика», двухэтажного здания кафе «999,9», здания переменной этажности кафе «999,9», одноэтажного здания кафе «Двин».

По результатам проверки должностным лицом Управления Росреестра по Приморскому краю составлен акт № 400 от 23 ноября 2018 года и сделан вывод об использовании ООО «Шамора» земельного участка для размещения объектов общественного питания (кафе) не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным видом использования.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Шамора» постановлением должностного лица Управления Росреестра по Приморскому краю к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

При рассмотрении жалобы на вынесенное в отношении ООО «Шамора» постановление судья Советского районного суда г. Владивостока пришел к выводу о незаконности привлечения Общества к административной ответственности, поэтому постановление главного государственного инспектора Владивостокского городского округа по использованию и охране земель ФИО1 от 24 декабря 2018 года № 383-12/18 отменил и прекратил производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Вывод об отсутствии в действиях ООО «Шамора» состава вмененного административного правонарушения судья районного суда, исходя из установленного в Градостроительном кодексе РФ понятия благоустройства территории, обосновал тем, что действующим законодательством не запрещено размещение объектов общественного питания на территории рекреационных зон, в связи с чем размещение нестационарных объектов общественного питания на арендуемом ООО «Шамора» земельном участке является допустимым.

Оснований не согласиться с выводами судьи Советского районного суда г. Владивостока не имеется.

Зонирование территорий регламентируется Градостроительным кодексом РФ и осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные, условно разрешенные и вспомогательные.

Согласно градостроительному регламенту, содержащемуся в Правилах землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462, земельный участок с кадастровым номером 25:28:050087:30 находится в территориальной зоне Р 3.1 (подзона объектов отдыха и туризма пониженной этажности» и в указанной территориальной зоне в качестве основных видов разрешенного использования допускается размещение объектов общественного питания.

Должностное лицо административного органа исходило из того, что зона рекреационного назначения предусматривает возможность размещения объектов общественного питания, однако выбор вида разрешенного использования земельного участка из числа всех возможных, а также его изменение оформляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» путем внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, что ООО «Шамора» сделано не было.

Однако применительно к обстоятельствам настоящего дела необходимо учитывать следующее.

Как уже было указано, видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:050087:30 является: организация и благоустройство мест массового отдыха населения.

Судья районного суда пришел к выводу, что размещение на земельном участке некапитальных объектов общественного питания не изменяет его основного назначения и не служит основанием для изменения вида разрешенного использования земельного участка.

В материалах дела отсутствуют достоверные доказательства, подтверждающие то, что размещенные на земельном участке здания, в котором располагаются кафе, являются объектами капитального строительства.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ установлено, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540.

Согласно указанному классификатору благоустройство территории (код 12.0.2) допускает размещение на земельном участке декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов.

В пункте 36 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определено понятие благоустройства территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Под элементами благоустройства понимаются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

Следовательно, вывод судьи районного суда о том, что размещение на земельном участке с кадастровым номером 25:28:050087:30 некапитальных объектов общественного питания не изменяет его основной вид разрешенного использования, является правильным.

Вопреки доводам жалобы, нарушение ООО «Шамора» условий договора аренды земельного участка, который не предусматривает возможность строительства каких-либо объектов на арендуемом земельном участке, не является основанием для привлечения арендатора к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, поскольку целевое назначение земельных участков и виды их разрешенного использования определяются соответствующими градостроительными регламентами, установленными в правилах землепользования.

Ссылку заявителя жалобы на размещение ООО «Шамора» на земельном участке некапитальных нестационарных объектов с нарушением порядка, установленного муниципальным правовым актом г. Владивостока от 15 августа 2018 года № 45-МПА «Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа», в соответствии с которым установка (размещение) на земельном участке некапитальных нестационарных объектов допускается только при наличии архитектурного решения, согласованного органом администрации г. Владивостока, уполномоченным в области архитектуры и градостроительства, и проекта благоустройства, согласованного органом администрации г. Владивостока, уполномоченным в сфере благоустройства, а также в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, на котором планируется размещение такого объекта, и в соответствии с иными требованиями к размещению таких объектов, установленными действующим законодательством Российской Федерации, нельзя признать обоснованной. С учетом правил действия правовых актов во времени указанные Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа не имеют обратной силы и не могут применяться к отношениям, возникшим до введения их в действие.

В материалах дела отсутствует доказательства возведения на земельном участке с кадастровым номером 25:28:050087:30 некапитальных объектов общественного питания после введения в действие Правил благоустройства территории Владивостокского городского округа.

Таким образом, доводы жалобы правильность выводов судьи районного суда не опровергают и оснований для отмены судебного акта не содержат.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

При таких обстоятельствах вынесенное судьей районного суда решение сомнений в своей законности не вызывает, оснований для его отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

решение судьи Советского районного суда г. Владивостока от 11 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Шамора» оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора Владивостокского городского округа по использованию и охране земель ФИО1 – без удовлетворения.

Судья И.К. Зиганшин