ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-473 от 26.05.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Алексеев Д.А. Дело № 7-21-473

Р Е Ш Е Н И Е

26 мая 2022 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Маслаковой Г.Ю. – Тян Н.Л. на решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 26 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица директора по вопросам охраны окружающей среды АО «Восточный порт» Маслаковой Г.Ю.,

установила:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Горожанкиной Е.Е. от ДД.ММ.ГГГГ директор по вопросам охраны окружающей среды АО «Восточный Порт» Маслакова Г.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 26 января 2022 года постановление должностного лица изменено. Размер административного штрафа снижен до 25000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба Маслаковой Г.Ю. без удовлетворения.

Не согласившись с решением судьи, защитник Маслаковой Г.Ю. – Тян Н.Л. подала жалобу, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить. В обосновании доводов ссылается на недоказанность нарушений, вмененных Маслаковой Г.Ю. в вину по настоящему делу.

Изучив материалы дела, ознакомившись с жалобой, выслушав Маслакову Г.Ю. и её защитника Тян Н.Л., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Наумца А.Е., прихожу к следующим выводам.

Ответственность по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.

Объективной стороной правонарушения является нарушение законодательно установленной обязанности по охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Из положений частей 1 и 2 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ следует, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Согласно части 2 статьи 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 10 сентября 2020 года № 1391, мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя, в том числе предотвращение загрязнения, засорения поверхностных водных объектов и истощения вод, а также ликвидацию последствий указанных явлений, извлечение объектов механического засорения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами.

Согласно статье 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.

В силу абзаца пятого подпункта «в» пункта 5 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года № 623 (далее - Технический регламент № 623), к объектам его регулирования относятся объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включающие причалы и портовые причальные сооружения.

Пунктом 443 Технического регламента № 623 предусмотрено, что обеспечение безопасности эксплуатации объектов регулирования, указанных в абзаце пятом подпункта «в» пункта 5 данного Технического регламента, должно осуществляться на основе выполнения, в частности, следующих общих требований: ведение технического контроля за объектом регулирования (подпункт «в»); своевременное проведение в необходимых объемах ремонтно-восстановительных мероприятий (подпункт «г»).

Требованиями раздела 2 РД 31.35.10-86 «Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий» установлено, что территория предприятия, портовые сооружения и акватория предприятия, а также атмосфера в районе предприятия должны содержаться в санитарном состоянии, отвечающем требованиям по охране окружающей среды. При перегрузке сыпучих грузов необходимо принимать меры, предотвращающие их просыпание в акваторию порта. В границах акватории предприятия запрещается сбрасывать в воду, на лед и на берег шлак, мусор, пищевые отходы, тару, бумажную макулатуру и какие-либо другие предметы, а также выкачивать нефть, масла, жиры и воду с примесью нефтяных, масляных, жировых и фекальных отходов, а также ядовитые вещества.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Межрегионального управления Росприроднадзора в отношении АО «Восточный порт» на основании распоряжения Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка.

В ходе мероприятий по контролю соблюдения Обществом обязательных требований законодательства при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие, установлено:

на объекте «ППК-1» , расположенном по адресу: <адрес> имеющиеся на территории лотки ливневой канализации в значительной степени перекрыты листами металла, засорены отходами перегрузки угля и не обеспечивают водоотведение в надлежащей степени;

на причале №12 порта Восточный ведутся ремонтные работы; твердое покрытие в отдельных местах отсутствует, провалы засыпаны щебнем;

на причале № 11 имеется участок территории без твердого покрытия;

на территории ППК-1 имеются локальные участки разрушенного твердого покрытия;

на объекте «ППК-3» , расположенном по адресу: <адрес> на территории холодного склада, площадке возле здания ЦПУ, площадке возле очистных сооружений зафиксирован факт стоянки и движение транспортных средств в водоохраной зоне водного объекта на участках;

в районе пункта пропуска № 50 зафиксирован факт сброса неочищенных ливневых сточных вод в водный объект с территории площадки, расположенной между пересыпной станцией и пунктом сбора – на грунтовой поверхности прибрежной защитной полосы имеются следы смыва в водный объект неочищенных сточных вод и отходов, образующихся при перегрузке угля – угольной пыли, площадью 50м2. По длине на участке акватории между швартовыми трубами № 15 и № 19, по ширине равной ширине швартовой площадки выявлен факт засорения акватории водного объекта угольной пылью и нефтепродуктами.

Согласно протоколу результатов анализа природных сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ в отобранной специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» у причальной стенки № 50 тумба № 18 пробе природной воды содержание нефтепродуктов превысило установленные нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения (при допустимом 0,05 мг/дм3 содержание нефтепродуктов составило 0,058 мг/дм3).

По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении директора АО «Восточный порт» по вопросам охраны окружающей среды Маслакова Г.Ю. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и впоследствии привлечения должностного лица к административной ответственности, установленной указанной нормой.

Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей, протоколом результатов анализа природных сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Допущенные на территории АО «Восточный порт» где лицом, ответственным за соблюдение обществом требований экологического и природоохранного законодательства Российской Федерации является директор АО «Восточный порт» по вопросам охраны окружающей среды Маслакова Г.Ю., нарушения требований к охране водных объектов могут повлечь попадание неочищенных сточных вод, просыпей угля и отходов производства и потребления в акваторию водного объекта и загрязнение последнего, в связи с чем указанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ Маслакова Г.Ю. назначена на должность директора АО «Восточный порт» по вопросам охраны окружающей среды.

В должностные обязанности директора АО «Восточный порт» по вопросам охраны окружающей среды, согласно должностной инструкции, входит контроль и координация соблюдения обществом требований экологического и природоохранного законодательства Российской Федерации, законодательства по вопросам обращения с отходами производства и потребления, а также санитарно-эпидемиологических требований.

Принимая решение, судья городского суда учел, что директор АО «Восточный порт» по вопросам охраны окружающей среды Маслакова Г.Ю. имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.

Доводы жалобы о том, что железные листы на ливневых лотках установлены специально в целях сохранения целостности лотков и воспрепятствования загрязнению лотков углем и угольной пылью, не препятствуют пропускной способности ливнестока, система канализации поддерживается в исправном состоянии, отсутствие твердого покрытия на территории связано с проведением ремонтных работ покрытия, обвинение Общества в загрязнении акватории водного объекта нефтепродуктами является необоснованным, поскольку Общество не осуществляет деятельность по бункеровке судов на территории порта и вне их границ привнесение загрязнения нефтепродуктами является минимальным, установленное превышение нормативов качества воды по содержанию нефтепродуктов в пределах допустимой погрешности, не влекут отмены принятых по делу актов.

В настоящем судебном заседании Маслакова Г.Ю. подтвердила, что проектной документацией очистных сооружений ливневых сточных вод на территории ППК-1 предусмотрено перекрытие водоотводных лотков металлическими решетками, фактически лотки в значительной части перекрыты листами из металла, следовательно, действующая на территории предприятия система ливнестоков не соответствует проектной документации, что не позволяет опровергнуть доводы должностных лиц ДМУ Росприроднадзора о том, что такое техническое решение, с учетом того, что зафиксирован факт засорения лотков отходами перегрузки угля, не обеспечивает надлежащее водоотведение, что может повлечь засорение водного объекта.

Как следует из акта проверки, и представленных к нему фотоматериалов, на период проведения ремонтных работ твердого покрытия на причалах № 11 и № 12 меры исключающие воздействие на участки без твердого покрытия, не приняты, следовательно, сам факт принятия мер к восстановлению герметичности твёрдого покрытия не исключает ответственности должностного лица. Кроме того, в ходе проверки выявлено наличие участков с разрушенным твердым покрытием, что позволило должностным лицам Росприроднадзора прийти к обоснованному выводу о возможном дренировании загрязнённых вод в почву с последующим попаданием в водный объект.

Выявленные в ходе проверки следы смыва в водный объект неочищенных сточных вод в районе пункта пропуска на причале № 50, а также факт засорения защитной полосы водного объекта на площади 50 м2 на территории между пересыпной станцией и пунктом отбора отходами, образующимися при перегрузке угля, свидетельствуют о том, что на предприятии не исключен сброс неочищенных ливневых сточных вод в водный объект.

Ссылка Маслаковой Г.Ю. и её защитника на то, что отбор проб отходов в ходе проверки не проводился, не имеет правового значения применительно к составу вменяемого правонарушения, поскольку сам по себе факт попадания неочищенных сточных вод с территории причала в акваторию может привести к загрязнению водного объекта.

При осмотре причала № 50 должностными лицами Росприроднадзора был зафиксирован факт загрязнения акватории водного объекта угольной пылью и нефтепродуктами (фотографии №№25 и 26), что свидетельствует о недостаточности принимаемых предприятием мер к недопущению засорения водного объекта отходами производства и нефтепродуктами, а также меры к очистке водного объекта.

Выявленные сотрудниками Росприроднадзора факты перекрытия лотков ливневой канализации листами железа и засорения ливневых лотков углем и угольной пылью, отсутствия твердого покрытия на причалах, засорения территории отходами, образующимися при перегрузке угля, свидетельствуют о невыполнении АО «Восточный порт», эксплуатирующим причальные гидротехнические сооружения, где директором по вопросам охраны окружающей среды является Маслакова Г.Ю., обязанности по обеспечению соблюдения требований пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктов 2.1, 2.3, 2.8 РД 31.35.10-86 «Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий», пункта 443 Технического регламента № 623.

Выводы должностного лица административного органа и судьи городского суда соответствуют обстоятельствам дела, административное наказание назначено Маслаковой Г.Ю. судьей городского суда с применением положений частей 2.2 и 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятых по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу актов.

Как следует из содержания постановления от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проверки установлено, что Обществом допускается стоянка и движение транспортных средств в водоохраной зоне водного объекта на участках, не имеющих твердого покрытия: территория холодного склада, площадка возле здания ЦПУ, площадка возле очистных сооружений.

В соответствии с пунктом 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса в границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Невыполнение указанных норм представляет собой нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водоохранной зоны водного объекта и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем по настоящему делу Маслаковой Г.Ю. нарушение требований пункта 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса не вменялось, в связи с чем из постановления должностного лица ДМУ Росприроднадзора и решения судьи Находкинского городского суда указанное нарушение подлежит исключению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решила:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Горожанкиной Е.Е. от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 26 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица директора по вопросам охраны окружающей среды АО «Восточный порт» Маслаковой Г.Ю. изменить.

Исключить из постановления и решения указание на то, что Обществом допускается стоянка и движение транспортных средств в водоохраной зоне водного объекта на участках, не имеющих твердого покрытия: территория холодного склада, площадка возле здания ЦПУ, площадка возле очистных сооружений.

В остальной части указанные акты оставить без изменения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Жалоба (протест) подается непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья С.П. Судницына