Судья Ивананс Г.Н. Дело № 7-21-56/2019
7-21-1443/2018
Р Е Ш Е Н И Е
17 января 2019 года г. Владивосток
Судья Приморского краевого суда Зиганшин И.К., рассмотрев в судебном заседании жалобу Гладчука И.А. на решение судьи Михайловского районного суда Приморского края от 7 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением главного государственного инспектора по использованию и охране земель Уссурийского городского округа, Михайловского, Октябрьского и Пограничного муниципальных районов Коус И.А. от 19 сентября 2018 года № 108-08/18-М Гладчук И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Михайловского районного суда Приморского края от 7 ноября 2018 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, Гладчук И.А. просит решение судьи Михайловского районного суда Приморского края от 7 ноября 2018 года отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на незаконное привлечение к административной ответственности.
В настоящее судебное заседание Гладчук И.А. не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении извещен надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Часть 3 статьи 8.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, что влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 287 Гражданского кодекса РФ прекращение прав на земельный участок, принадлежащих арендаторам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 46 Земельного кодекса РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 46 Земельного кодекса РФ наряду с указанными в пункте 1 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 настоящего Кодекса, в том числе в случае неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, необходимого для освоения участка.
Как следует из материалов дела, 27 июля 2018 года в ходе проведенной администрацией Михайловского муниципального района Приморского края в порядке осуществления муниципального земельного контроля плановой выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства выявлен факт неиспользования Гладчуком И.А. предоставленного ему с 22 октября 2012 года в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. с кадастровым номером 25:09:050101:566, расположенного примерно в 206 м по направлению на северо-восток от ориентира: часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, под строительство индивидуального жилого дома, более трех лет согласно разрешенного вида использования.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 5 сентября 2018 года, актом проверки от 27 июля 2018 года № 59, фотоматериалами к акту проверки, выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:09:050101:566, договором аренды земельного участка от 13 марта 2013 года № 121, которым в совокупности с другими материалами дела была дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Имеющиеся в материалах дела доказательства обоснованно признаны судом допустимыми, полученными в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также достаточными для рассмотрения дела по существу, и достоверными относительно обстоятельств правонарушения.
Неустранимых сомнений в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, не имеется.
Таким образом, допущенное Гладчуком И.А. нарушение образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ. Действия Гладчука И.А. квалифицированы по указанной норме в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями земельного законодательства и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Постановление о привлечении Гладчука И.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Гладчук И.А. в соответствии с санкцией части 3 статьи 8.8 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Довод жалобы Гладчука И.А. о том, что акт проверки от 27 июля 2018 года № 59, составленный по результатам проведенного муниципального земельного контроля, является недопустимым доказательством, поскольку составлен в его отсутствие, без участия понятых и с нарушением порядка проведения проверки, нельзя признать обоснованным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Приморского края (далее – Порядок) установлен постановлением Администрации Приморского края от 7 апреля 2015 года № 104-па «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Приморского края».
Согласно пункту 8 Порядка муниципальный земельный контроль в отношении использования объектов земельных отношений гражданами осуществляется путем проведения проверок в порядке, установленном пунктами 9 - 22 настоящего Порядка.
Изложенными в указанных пунктах правилами не предусмотрено обязательное участие гражданина при проведении проверки использования объекта земельных отношений, а также участие понятых при осмотре земельного участка.
Таким образом, оснований для признания акта проверки от 27 июля 2018 года № 59 недопустимым доказательством не имеется. Доказательств, опровергающих зафиксированный в акте факт неиспользования земельного участка с кадастровым номером 25:09:050101:566 по целевому назначению, Гладчуком И.А. не представлено.
Доводы жалобы о том, что договором аренды от 13 марта 2013 года № 121установлен 10-летний срок освоения земельного участка и согласно договору уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 17 августа 2018 года, государственная регистрация которого осуществлена 28 августа 2018 года, права и обязанности по договору аренды от 13 марта 2013 года № 121 перешли к другому лицу – М.Д.А., не влекут отмены вынесенных по делу постановления и решения.
В ходе производства по делу на основании собранных доказательств установлено, что Гладчук И.А., арендуя земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, до момента проведения проверки никаких действий по освоению земельного участка не совершил, к работам по строительству жилого дома не приступил. На момент выявления административного правонарушения правообладателем земельного участка являлся Гладчук И.А., поэтому он обоснованно признан субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ.
Таким образом, в нарушение статьи 42 Земельного кодекса РФ Гладчук И.А. не использовал предоставленный ему в аренду земельный участок в соответствии с его назначением в установленный положениями статьи 287 Гражданского кодекса РФ срок, равный трем годам. При этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что земельный участок не использовался вследствие бедствий или иных обстоятельств, исключающих его использование, представлено не было.
Поскольку Гладчук И.А. в течение более 3 лет с момента возникновения у него в 2012 году права на земельный участок с кадастровым номером 25:09:050101:566 не совершил никаких действий, направленных на освоение участка и его дальнейшее использование для целей строительства, в его бездействии имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Обстоятельств, которые в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли повлечь отмену обжалуемого постановления и судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного вынесенный по делу судебный акт сомнений в своей законности не вызывает, является правильным, оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
решение судьи Михайловского районного суда Приморского края от 7 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гладчука И.А. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья И.К. Зиганшин