ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-582 от 31.05.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Михайлова Т.А. Дело № 7-21-582

Р Е Ш Е Н И Е

31 мая 2018 года г. Владивосток

Судья Приморского краевого суда Зиганшин И.К., рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае ФИО2 от 3 ноября 2017 года № индивидуальный предприниматель ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей.

Решением судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28 марта 2018 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, ФИО1 просит постановление должностного лица государственной инспекции труда от 3 ноября 2017 года и решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28 марта 2018 года отменить, приводя доводы о их незаконности.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения защитника Колотовкиной М.П., заключение прокурора Кольцовой М.Ю., полагавшей постановление и решение подлежащими отмене, а производство по делу прекращению, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно абз. 11 части 2 статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4, статьей 8 Федерального закона № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, возлагаются на работодателя.

Как следует из материалов дела, ФИО1, осуществляющая деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, привлечена к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в связи с непроведением специальной оценки условий труда ... рабочих мест структурных подразделений, находящихся в ..., которые не являются рабочими местами надомников и (или) дистанционных работников.

Судья районного суда при рассмотрении жалобы с выводами заместителя прокурора Фрунзенского района г. Владивостока, изложенными в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 5 сентября 2017 года, и государственного инспектора труда, изложенными в постановлении о назначении административного наказания от 3 ноября 2017 года, о наличии в действиях ИП ФИО1 состава вмененного ей административного правонарушения согласился.

Между тем судьей районного суда оставлены без внимания следующие обстоятельства.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

С целью сохранения преемственности в реализации действующей на сегодняшний день процедуры оценки условий труда, в том числе в части накопления информации о состоянии условий труда в Российской Федерации, и исключения дополнительных финансовых расходов работодателей в статье 27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» установлены переходные положения.

В силу части 6 данной статьи в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 данного Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

Сведения об отнесении рабочих мест, непроведение специальной оценки условий труда которых вменяется ФИО1, к должностям, указанным в части 6 статьи 10 Федерального закона № 426-ФЗ, в материалах дела отсутствуют; данных о наличии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, установленных статьей 17 названного Федерального закона, прокурором, возбудившим дело об административном правонарушении, и административным органом не представлено.

При таких обстоятельствах, а также с учетом переходных положений, установленных частью 6 статьи 27 Закона о специальной оценке условий труда, специальная оценка условий труда рабочих мест ИП ФИО1 может быть осуществлена не позднее чем 31 декабря 2018 года, и поскольку данная дата не наступила, в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7, части 3 статьи 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного, постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае ФИО2 от 3 ноября 2017 года № и решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28 марта 2018 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае ФИО2 от 3 ноября 2017 года № и решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28 марта 2018 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья И.К. Зиганшин