ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-587/2021 от 05.07.2021 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Третьякова Д.К. Дело № 7-21-587/2021

Р Е Ш Е Н И Е

5 июля 2021 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ...»» ФИО1 на вынесенное в отношении нее решение судьи Ленинского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области защиты окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – генеральный директор ...»» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление оставлено без изменения.

С данным решением не согласилась ФИО1, которая в поданной в Приморский краевой суд жалобе ставит вопрос об отмене решения судьи и постановления должностного лица, а также о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на незаконность проведенной административным органом проверки и допущенной административным органом неверном указании наименования документа, в котором не были учтены все необходимые нормативы.

ФИО1, извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилась, дело рассмотрено в её отсутствие.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав пояснения защитника ФИО1ФИО5, поддержавшего доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены либо изменения постановления по делу об административном правонарушении и решения судьи.

Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, которые для должностных лиц влекут наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе взимается за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.

Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 5 статьи 16.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

На основании пункта 3 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» программа производственного экологического контроля содержит сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения.

Согласно пункту 3 статьи 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать сведения о декларируемом объеме или массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов.

Как следует из материалов дела, должностными лицами Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора в период с ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ...», в ходе которой было выявлено представление указанной организацией неполной информации в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и в программе производственного экологического контроля. Так, согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ...»:

- не учтены в декларации о плате за НВОС отходы, подлежащие размещению на специализированных полигонах (объектах размещения отходов): отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие (норматив образования и размещения 1,1 т/г), лампы накаливания, утратившие потребительские свойства (норматив образования и размещения 0,00357 т/г);

- в результате осуществления хозяйственной деятельности ... основными отходами являются вскрышные породы, размещенные в отвалы, галечный и эфельный отвалы («хвосты промывки»), образующиеся при промывке золотосных песков, которые используются при строительстве различных дамб, внутрикарьерных дорог и т.д., а в последующем подлежат использованию при рекультивации и должны возвращаться в ранее выработанное пространство карьера (отхода V класса опасности). Согласно требованиям технического проекта указанные отходы подлежат размещению на объектах размещения отходов в пределах лицензионного участка. Норматив образования и размещения указанных отходов на объектах размещения отходов предприятия в программе производственного экологического контроля (инвентаризация не проведена), а также в декларации о ВОС не учтен, что является нарушением статьи 67, статьи 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Генеральным директором ...ФИО1, то есть она является должностным лицом, ответственным за соблюдение ... природоохранных требований.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения генерального директора ...» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том, числе, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ, приказом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ...» от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением ... от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой проверки и иными материалами дела, которые являются допустимыми, достоверными, не вызывают сомнений у суда.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административных правонарушений, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.

Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, должностное лицо административного органа, а затем судья Ленинского районного суда г. Владивостока пришли к обоснованному выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правильность этих выводов сомнений не вызывает.

Доводы заявителя о том, что административным органом при проведении внеплановой проверки допущено грубое процессуальное нарушение, а именно проверка проведена в отсутствие законных оснований, опровергаются представленными доказательствами по делу.

Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлены ограничения мероприятий по государственному контролю (надзору) и муниципальному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2020 году.

При этом, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2, подпунктом «в» пункта 1 указанного постановления, в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут проводиться внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка, назначенная приказом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, была проведена во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости проведения внеплановых проверок в 2020 году в отношении конкретных юридических лиц, в том числе и в отношении .... Таким образом, внеплановая проверка была проведена на законных основаниях.

Довод жалобы о неверном указании в постановлении наименования декларации, в которой не был учтен норматив образования и размещения отходов (вскрышных пород, галечного и эфельного отвалов) на объектах размещения отходов предприятия, получил оценку при рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания судьей районного суда.

Как обоснованно отмечено судьей, указание должностным лицом административного органа в постановлении наименования документа как декларация о НВОС, вместо декларация о ВОС, следует расценивать как явную техническую ошибку, учитывая, что понятия «декларация о НВОС» действующее законодательство не содержит. Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает декларацию о воздействии на окружающую среду (декларация о ВОС) и декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (декларацию о плате за НВОС).

Событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

ФИО1 административное наказание назначено с учетом положений статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном за совершенное правонарушение – в виде административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Срок давности вынесения постановления по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 соблюден.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену как постановления по делу об административном правонарушении, так и обжалуемого судебного акта, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

решение судьи Ленинского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора ...ФИО1, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья А.В. Фаленчи