Судья Ловейко М.С. Дело № 7-21-629
РЕШЕНИЕ
24 июня 2021 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ООО «Мерси Трейд» Марченко С.В. на решение судьи Спасского районного суда Приморского края от 16 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО «Мерси трейд»,
установила:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Мерси Трейд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Спасского районного суда Приморского края от 16 апреля 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе защитника ООО «Мерси Трейд» Марченко С.В. ставится вопрос об отмене решения судьи, как принятого с нарушением норм материального права.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав объяснения защитника ООО «Мерси Трейд» Артамонова К.К., поддержавшего доводы жалобы, представителей Росприроднадзра ФИО1 и ФИО2, возражавших против доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют действия, заключающиеся в осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным.
Из материалов дела следует, ООО «Мерси Трейд» осуществляет деятельность по эксплуатации свиноводческого комплекса на 39000 голов (СК-39) относящегося к объектам 1 категории негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029.
Приказом врио руководителя Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ Обществу утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Установив, что в соответствии с представленным проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отход - навоз, образующийся в процессе эксплуатации свиноводческого комплекса, в данном проекте не нормируется ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю в отношении ООО «Мерси Трейд» составлен протокол об административном правонарушении № по статье 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Мерси Трейд» постановлением должностного лица Росприроднадзора к административной ответственности по указанной норме.
Судья районного суда при пересмотре дела в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пришел к выводу о законности постановления.
Вместе с тем по делу не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР).
В силу пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ, пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 7 статьи 18 Закона № 89-ФЗ).
Такой Порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года № 50 (действовал на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года №1496).
Пунктом 4 указанного Порядка определено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
В силу приведенных норм проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов должны быть разработаны до образования отходов.
Статьей 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 219-ФЗ) внесены изменения в статью 18 Закона № 89-ФЗ, которые вступили в законную силу 1 января 2019 года.
Согласно пункту 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, НООЛР устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктами 1, 10 статьи 31.1 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение, в составе которого содержатся нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Комплексное экологическое разрешение (далее КЭР) разрабатывается согласно требованиям статьи 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Постановления Правительства РФ от 13 февраля 2019 года № 143 «О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва».
Согласно пункту 5 статьи 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ подача заявки на получение комплексного экологического разрешения осуществляется не позднее чем за два месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, или за четыре месяца до истечения срока действия комплексного экологического разрешения.
При этом согласно частям 6, 7 статьи 11 Закона № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. включительно; юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный перечень, до 1 января 2025 г. обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в указанные выше сроки допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения (часть 1.1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ).
Таким образом, что действующее на момент возбуждения производства по делу об административном правонарушении правовое регулирование допускало с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона № 219-ФЗ, выдачу и переоформление разрешений и документов, в том числе нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из анализа приведенных положений следует, что для источников отходов, находящихся на объекте I категории, требуется либо обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для включения его в заявку на получение КЭР, либо разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с положениями Закона № 219-ФЗ.
Как следует из оспариваемого постановления, должностными лицами Росприроднадзора сделан вывод о том, что общество в нарушение приведенных выше норм осуществляло деятельность на объекте 1 категории с образованием отхода - навоз в отсутствие утвержденных уполномоченным органом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Посчитав, что отсутствие нормативов образования отхода – навоз, образующийся в процессе деятельности свиноводческого комплекса, и лимитов на его размещение обязывало Общество получить комплексное экологическое заключение, должностным лицом сделан вывод, поддержанный судьей районного суда, о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом как следует из содержания протокола об административном правонарушении и постановления, в вину Обществу вменено осуществление хозяйственной деятельности в отсутствие комплексного экологического заключения или нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, и на что указывает защитник ООО «Мерси Трейд» в жалобе, Общество имеет нормативы образования отходов и лимитов на их размещение на иные виды отходов и данные нормативы являются действующими.
Следовательно, в силу приведенных положений части 1.1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ у юридического лица не возникла обязанность по получению комплексного экологического разрешения, в данной ситуации Общество обязано было провести корректировку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с включением в него отхода навоз свиней.
Ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение предусмотрена частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственность по данной норме для юридических лиц установлена в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Принимая во внимание данные разъяснения, правовых оснований для обсуждения вопроса о переквалификации действий ООО «Мерси Трейд» со стати 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку это ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В связи с этим постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Спасского районного суда Приморского края от 16 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Мерси Трейд» не могут быть признаны законными, обоснованными и подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Спасского районного суда Приморского края от 16 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «Мерси трейд» отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Жалоба (протест) подается непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья С.П. Судницына