Судья Лысенко Е.А. Дело № 7-21-71
РЕШЕНИЕ
03 февраля 2020 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Кубатова О.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу исполнительного директора АО «44 РЗ РТВ» ФИО1 на решение судьи Первомайского районного суда г.Владивостока от 04 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – АО «44 ремонтный завод радиотехнического вооружения»,
установила:
постановлением государственного инспектора Приморского края в области охраны окружающей среды от 20 марта 2019 года АО «44 ремонтный завод радиотехнического вооружения» (далее - АО «44 РЗ РТВ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Первомайского районного суда г.Владивостока от 04 декабря 2019 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба АО «44 РЗ РТВ» - без удовлетворения.
В жалобе исполнительного директора АО «44 РЗ РТВ» ФИО1 ставится вопрос об отмене решения судьи и прекращении производства по данному делу.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав объяснения защитников АО «44 РЗ РТВ» ФИО2 и ФИО3, возражения представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края ФИО4, прихожу к следующим выводам.
Ответственность по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Из материалов дела следует, что сотрудниками департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края на основании распоряжения департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, проведена плановая выездная проверка АО «44 РЗ РТВ», в ходе которой установлено, что общество имеет разрешение от ДД.ММ.ГГГГ№ на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданное департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края.
На промплощадке № 1 по адресу: <адрес>: при выезде и въезде в цех военной техники, в атмосферу выделяются: оксид углерода, бензин, керосин, оксид азота, диоксид азота, сажа, диоксид серы. (Источник № 1 неорганизованный выброс).
Во время ремонта военной техники производятся окрасочные работы. Покраска производится в цеху. При этом в атмосферу выделяются следующие загрязняющие вещества: аэрозоль краски, бутилацетат, бутиловый спирт, толуол, этилоцетат, этиловый спирт. Удаление загрязняющего воздуха производится вытяжной вентиляцией производительностью 3600 м?/час (источник № 2 организованный выброс). Во время ремонта вооружений производятся паяльные работы. Пайка производится в цеху. При этом в атмосферу выделяются следующие загрязняющие вещества: оксид олова и свинец. Удаление загрязненного воздуха из помещения производится вытяжной вентиляцией -производительностью 3600 м ?/час. (источник № 3 Организованный выброс). Автотранспорт (спецтехника, автотранспорт и т.п.) на балансе предприятия 2 шт.
На промплощадке № 2 по адресу <адрес>, территория войсковой части 90720: располагаются парковка большегрузного транспорта и круглосуточная автостоянка, принадлежащие арендаторам. При въезде (выезде) автомобилей на парковку в атмосферу выбрасываются диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, оксид углерода, керосин, бензин, сажа (источник № 4 Неорганизованный). При въезде (выезде) автомобилей на круглосуточную стоянку в атмосферу выбрасываются диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, оксид углерода, керосин, бензин, сажа (источник № 5
неорганизованный). Других вредных (загрязняющих) выбросов в атмосферу на предприятии нет. Залповых и аварийных выбросов на предприятии не бывает.
Таким образом, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются одним из видов вредного воздействия на окружающую среду, а объекты, осуществляющие такие выбросы, соответственно, являются объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду.
Вместе с тем, согласно информации, размещенной на официальном сайте программно-технического обеспечения ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который предназначен, в том числе и для обеспечения ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, АО «44 РЗ РТВ» не поставило на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, тем самым нарушив требования статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «44 РЗ РТВ» к административной ответственности по статье 8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья Первомайского районного суда г.Владивостока с выводами должностного лица государственной инспекции Приморского края в области охраны окружающей среды о наличии в действиях АО «44 РЗ РТВ» состава вмененного правонарушения согласился.
Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Судьей районного суда оставлено без внимания, что на дату рассмотрения должностным лицом государственной инспекции Приморского края в области охраны окружающей среды дела об административном правонарушении в отношении АО «44 РЗ РТВ» истек срок давности привлечения АО «44 РЗ РТВ» к административной ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, перечисленные в постановлении.
Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Из разъяснений, данных в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В соответствии с частью 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на учет осуществляется на основании заявки.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня вступления в силу данного Федерального закона (01 января 2015 года) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает обязанность поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в течение двух лет, то есть до 01 января 2017 года.
Таким образом, обязанность по постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатация которых начата до 01 января 2015 года, установлена к конкретному сроку, а именно до 01 января 2017 года.
Изложенные обстоятельства в совокупности с приведенными положениями пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 свидетельствуют о том, что вмененное АО «44 РЗ РТВ» правонарушение не является длящимся, а срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с 01 января 2017 года.
Таким образом, на момент рассмотрения государственным инспектором Приморского края в области охраны окружающей среды 20 марта 2019 года дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях, истек срок давности привлечения АО «44 РЗ РТВ» к административной ответственности.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, обсуждаться не может.
Следовательно, за указанные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды АО «44 РЗ РТВ» необоснованно привлечено к административной ответственности, поскольку вывод о виновности юридического лица был сделан за пределами срока данности привлечения к административной ответственности.
Учитывая данные обстоятельства, постановление государственного инспектора Приморского края в области охраны окружающей среды от 20 марта 2019 года и решение судьи Первомайского районного суда г.Владивостока от 04 декабря 2019 года подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
постановление государственного инспектора Приморского края в области охраны окружающей среды от 20 марта 2019 года и решение судьи Первомайского районного суда г.Владивостока от 04 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – АО «44 ремонтный завод радиотехнического вооружения» отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Кубатова О.А.