Судья Елистратова О.Б. Дело № 7-21-730/2020
РЕШЕНИЕ
29 сентября 2020 года г. Владивосток
Судья Приморского краевого суда Беркович А.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника КГУП «Примтеплоэнерго» ФИО3 на решение Находкинского городского суда Приморского края от 4 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении КГУП «Примтеплоэнерго»,
установил:
Постановлением Находкинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране ВБР и среды их обитания Приморского территориального управления Росрыболовства от 2 июня 2020 года КГУП «Примтеплоэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Решением Находкинского городского суда Приморского края от 4 августа 2020 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе защитником КГУП «Примтеплоэнерго» ФИО3 ставится вопрос об отмене решения судьи и прекращении производства по данному делу.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав защитника КГУП «Примтеплоэнерго» ФИО4 и представителя Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО5, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Ответственность по ст. 8.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия.
Статьей 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (п. 1).
При осуществлении деятельности, предусмотренной п. 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (п. 2).
Согласно ч. 3 ст. 56 Водного кодекса РФ меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 года № 997 утверждены «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» (далее - Требования).
Пунктом 17 Требований установлено, что для предотвращения гибели объектов животного мира от воздействия вредных веществ и сырья, находящихся на производственной площадке, необходимо: хранить материалы и сырье только в огороженных местах на бетонированных и обвалованных площадках с замкнутой системой канализации; помещать хозяйственные и производственные сточные воды в емкости для обработки на самой производственной площадке или для транспортировки на специальные полигоны для последующей утилизации; максимально использовать безотходные технологии и замкнутые системы водопотребления; обеспечивать полную герметизацию систем сбора, хранения и транспортировки добываемого жидкого и газообразного сырья; снабжать емкости и резервуары системой защиты в целях предотвращения попадания в них животных.
Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2013 года № 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, которое определяет меры по сохранению водных биологических ресурсов (далее - биоресурсы) и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, а также порядок их осуществления.
Согласно п.п. «г» п. 2 указанного Положения мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания является, в том числе: предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения.
Статьей 52 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что лица, совершившие правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ночь с 13 на 14 марта 2020 года на топливном складе Находкинского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» по <адрес>А, в <адрес> в результате аварии произошла утечка топочного мазута (паспорт № АО «АНХК»), вследствие чего произошло загрязнение мазутом озера Соленое и его водоохранной зоны.
Управлением Росрыболовства при проведении административного расследования установлено, что мазут растекался по дороге, идущей от котельной по склону до низменности рельефа озера Соленое. В водоохранной зоне разлив проходил по дороге, разливаясь в зарослях камыша и вытекал на ледовую поверхность озера Соленое, площадь загрязнения акватории при первичном осмотре от ДД.ММ.ГГГГ составляла 690 кв.м, координаты крайних точек разлива: 1) ..., а так же при первичном осмотре имелись следы проникновения нефтепродуктов (мазута) непосредственно под лед озера, площадь распространения мазута подо льдом на ДД.ММ.ГГГГ определить не представилось возможным. Площадь загрязнения почвы в водоохранной зоне озера составляла 683,4 кв. м. На момент осмотра в районе разлива нефтепродуктов сотрудниками МЧС, совместно с сотрудниками КГУП «Примтеплоэнерго» производились работы по очистке земельного участка и ледовую поверхность акватории озера Соленого от нефтепродуктов.
17 марта 2020 года совместно с представителями Природоохранной Прокуратуры, Росрироднадзора, КГУП «Примтеплоэнерго» обследована территория (акватория) к топливно-сливочному участку № Находкинского филиала КГУП «Примтеплоэнерго», расположенного по адресу: <адрес> фиксация площадей загрязнения, составлена схема места совершения административного правонарушения. Площадь акватории озера Соленое, загрязненное нефтепродуктами составила - 6553,6 кв.м., площадь загрязнения водоохранной зоны составила 4549,37 кв.м. На момент осмотра в районе разлива нефтепродуктов (мазута) сотрудниками МЧС совместно с сотрудниками КГУП «Примтеплоэнерго» производились работы по очистке земельного участка и поверхности акватории озера Соленое от нефтепродуктов. С применением бензопил осуществлялись пропилы льда для определения разлива нефтепродуктов (мазута), после установления границ разлива были установлены боновые заграждения.
При полном освобождении от ледового покрова озера Соленое 12 апреля 2020 года произведен мониторинг территории и акватории озера Соленое, в ходе осмотра установлено, что на акватории озера, вдоль береговой полосы, где нет камышового тростника, на расстоянии от 1 до 2 м, в месте, где происходит прорастание камышового тростника, в воде до 10 м имеются разливы мазута, местами наблюдается засыпка химическими ингредиентами коричневого цвета. На момент осмотра сотрудниками КГУП «Примтеплоэнерго» производились работы по очистке земельного участка и поверхности акватории озера Соленое от нефтепродуктов. Гибели водных биологических ресурсов не обнаружено. Площадь загрязнения водоема озера Соленое составила 6004 кв.м.
В ходе административного расследования было установлено, что общая площадь загрязнения акватории озера Соленого составила 12557,6 кв.м., площадь загрязнения водоохраной зоны озера 4549,37 кв.м., чем нарушены правила охраны среды обитания и путей миграции водных биоресурсов, установленные ст.ст. 3, 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В результате аварийного разлива нефтепродуктов (топочного мазута) и загрязнения озера Соленого и его водоохранной зоны мазутом причинен ущерб водным биоресурсам в натуральном выражении 6 186 кг, в стоимостном выражении 2 469 705 рублей 60 копеек (письмо ФГБУ «Главрыбвод» от 24 апреля 2020 года № 07-11/626), чем нарушены правила охраны водных биоресурсов, а именно: ст.ст. 3 и 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 56 и 65 Водного кодекса РФ, ст. 17 Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 года № 997 и п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2013 года № 380.
Утечка топочного мазута произошла на земельных участках с кадастровыми номерами: №, №, находящихся в пользовании КГУП «Примтеплоэнерго» согласно договорам №№, № Аренды земельного участка, заключенных с Департаментом земельных и имущественных отношений <адрес>. Согласно пунктам указанных договоров Арендатор обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки и своевременно принимать всевозможные меры по предотвращению угрозы разрушения или повреждения на арендуемом участке и поддержанию его территории в надлежащем санитарном состоянии.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения КГУП «Примтеплоэнерго» к административной ответственности по ст. 8.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья городского суда исходил из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях КГУП «Примтеплоэнерго» вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт совершения КГУП «Примтеплоэнерго» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтвержден совокупностью исследованных доказательств, а именно: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ; актами осмотра территории с приложением фототаблицы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от 12 и ДД.ММ.ГГГГ; расчетом размера вреда, причиненного ВБР от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.
Довод жалобы о том, что в КГУП «Примтеплоэнерго» не было совершено ни одного из деяний, образующих объективную сторону вменяемого правонарушения, предусмотренного ст. 8.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем, отсутствует в действиях предприятия состав административного правонарушения, несостоятелен, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Данный довод был предметом рассмотрения судьи городского суда, ему дана мотивированная и надлежащая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Указание в жалобе на то, что по факту разлива мазута в следственном отделе по <адрес> СУ СК РФ по <адрес> возбуждено и расследуется уголовное дело, не может быть принято во внимание, поскольку доказательства возбуждения и расследования уголовного дела, в отношении КГУП «Примтеплоэнерго», по данному факту отсутствуют.
Кроме того, привлечение виновного в совершении противоправных действий (бездействия) физического лица к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 250 Уголовного кодекса РФ не исключает возможности привлечения к административной ответственности юридического лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено КГУП «Примтеплоэнерго» в пределах санкции ст. 8.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях и является минимальным.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих безусловную отмену принятого судьей решения, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Решение Находкинского городского суда Приморского края от 4 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении КГУП «Примтеплоэнерго» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья А.А. Беркович