Судья Гурская А.Н. дело № 7-21-742
Р Е Ш Е Н И Е
27 июля 2023 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Хасанского районного суда Приморского края от 31 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - капитана СТР «Яков Павлов» ФИО1,
у с т а н о в и л а:
постановлением государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения отдела режимно-контрольных мероприятий в пгт Приморский Службы в пгт Посьет Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ капитан СТР «Яков Павлов» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Хасанского районного суда Приморского края от 31 мая 2023 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, ФИО1 просит постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи от 31 мая 2023 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. 26 июля 2023 года в Приморский краевой суд поступило ходатайство от защитника ФИО1 – Дубовик А.В. об отложении судебного заседания в связи с невозможностью прибыть в судебное заседание.
Учитывая, что причины, по которым Дубовик А.В. не может явиться в судебное заседание, защитник в ходатайстве не указывает, оснований для отложения судебного заседания не усматриваю.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав возражения представителя ПУ ФСБ России по Приморскому краю ФИО3, прихожу к следующим выводам.
Порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации регламентирован частью 21 статьи 9 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон № 4730-1).
Согласно части 23 статьи 9 Закона № 4730-1 правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу судами, указанными в части 21 настоящей статьи, и правила передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, указанных в частях 21 и 22 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «а» пунктом 1 статьи 9.1 Закона № 4730-1 допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством РФ.
Пунктом 4 статьи 9.1 указанного закона установлено, что неоднократное пересечение Государственной границы российскими судами осуществляется с предварительным уведомлением пограничных органов.
Правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 9.1 Закона № 4730-1).
Постановлением Правительства Российской Федерации № 341 от 28 марта 2019 года «Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море» утверждены «Правила уведомления пограничных органов ФСБ о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами» (далее Правила уведомления).
Настоящие Правила устанавливают порядок уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы) о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море, в том числе российскими судами без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств (подпункте «а» пункта 1 Правил).
Пунктом 4 названных Правил предусмотрено, что уведомление для судов, указанных в подпункте «а» пункта 1 Правил, направляется по форме согласно приложению № 1 капитаном судна, или судовладельцем, или уполномоченным им лицом не позднее чем за 4 часа до выхода судна из российского порта, из которого планируется убытие судна с намерением осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море.
Уведомление направляется в пограничный орган, в зоне ответственности которого находится порт убытия судна, по факсимильной связи либо по электронной почте.
В соответствии с пунктом 10 Правил № 341 при изменении сведений, указанных в уведомлении, заявитель направляет новое уведомление в порядке, предусмотренном пунктами 4 и 6 настоящих Правил.
Согласно пункту 12 Правил уведомления повторное направление уведомления не требуется в случае изменения: а) судовой роли или списка пассажиров; б) времени выхода судна из порта; в) плана перехода судна и (или) района осуществления деятельности; г) планируемого маршрута следования судна в указанный в уведомлении район; д) географических координат места пересечения судном государственной границы Российской Федерации.
Пунктом 13 Правил уведомления установлено, что об изменениях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, заявитель незамедлительно информирует пограничный орган, в который было направлено уведомление по телефонной, факсимильной связи либо по электронной почте.
При фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации на море капитан судна по радиосвязи, факсимильной связи либо по электронной почте уведомляет пограничный орган (подразделение пограничного органа) о времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации на море (пункт 15 Правил).
Исходя из вышеизложенных норм права в случае изменения района осуществления деятельности, указанного в поданном уведомлении о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации на море, либо изменения географических координат места пересечения судном Государственной границы Российской Федерации заявителю (капитану судна) не требуется направлять в пограничные органы дополнительное письменное уведомление, однако, необходимо незамедлительно проинформировать пограничный орган о намерении такого изменения (пункт 13 Правил), а затем и о времени и географических координатах места фактического пересечения Государственной границы Российской Федерации на море (пункт 15 Правил).
Действия, связанные с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и определена в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ с ... минут до ... минут (время Владивостокское) у причальной стенки АО «ММПТ» (<адрес>) должностными лицами ОРКМ в пгт Приморский Службы в пгт Посьет Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю проведены контрольно-проверочные мероприятия в отношении СТР «Яков Павлов» (флаг Россия, №, порт приписки Ванино, собственник и судовладелец судна ООО «Север», свидетельство о праве собственности на судно № от ДД.ММ.ГГГГ), осуществляющего промышленное рыболовство в части поиска, добычи, транспортировки, хранения и выгрузки ВБР, находящегося под управлением капитана ФИО1
В ходе проверки установлено, что при выходе ДД.ММ.ГГГГ капитаном судна СТР «Яков Павлов» ФИО1 в Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю подано уведомление о намерении неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации на море российскими судами без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, и российскими судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты с заходом в территориальные моря иностранных государств, в соответствии с формой, установленной приложением № 1 Постановления Правительства РФ от 28 марта 2019 года № 341. В пункте № 9 вышеуказанного уведомления предполагаемыми координатами на выход из территориального моря указаны .... Так же к уведомлению приложен план перехода судна в район промысла с предполагаемыми координатами пересечения Государственной границы Российской Федерации в процессе перехода судна в район промысла.
Согласно данным отраслевой системы мониторинга рыболовства и связи, а так же уведомлений, поданных капитаном судна о фактическом пересечении Государственной границы Российской Федерации, судно СТР «Яков Павлов» в Восточно- Сахалинской подзоне (район 6105.3) при осуществлении промысла неоднократно пересекало Государственную границу Российской Федерации в следующие даты и время (время указано Сахалинское):
на выход из территориального моря РФ ...;
на вход в территориальное море РФ ...;
на выход из территориального моря РФ ...;
на вход в территориальное море РФ ...;
на выход из территориального моря РФ ...;
на вход в территориальное море РФ ...;
на выход из территориального моря РФ ...;
на вход в территориальное море РФ ...;
на выход из территориального моря РФ ...;
на вход в территориальное море РФ ...;
на выход из территориального моря РФ ...;
на вход в территориальное море РФ ...;
на выход из территориального моря РФ ...;
на вход в территориальное море РФ ...;
на выход из территориального моря РФ ...;
При этом в поданном уведомлении, согласно приложению № 1, в соответствии с пунктом 4 Правил уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами, указанные координаты отсутствуют. Изменений, согласно пункту 13 вышеуказанных правил в адрес ситуационного отдела Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю не поступало.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения капитана СТР «Яков Павлов» ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом.
Факт совершения капитаном СТР «Яков Павлов» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В ходе производства по делу достоверно установлено, что капитан СТР «Яков Павлов» ФИО1 имел возможность для соблюдения требований пунктов 12 и 13 Правил, а именно проинформировать пограничный орган об изменении географических координат места пересечения судном государственной границы Российской Федерации, но не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Действия капитана СТР «Яков Павлов» ФИО1 правильно квалифицированы по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Хасанского районного суда Приморского края в решении от 31 мая 2023 года согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях капитана СТР «Яков Павлов» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы о наличии в действиях капитана СТР «Яков Павлов» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на правильном применении Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 года № 341 «Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море» и требованиях статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы, исполнение ФИО1 обязанности предусмотренной пунктом 15 Правил, а именно уведомление пограничного органа о фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации на море, не исключает ответственности за неисполнение обязанности, предусмотренной пунктом 13 Правил.
Доводы заявителя жалобы о том, что в уведомлении о намерении неоднократного пересечения Государственной границы Российской Федерации, направляемом по форме согласно Приложению № 1 к Правилам № 341, указываются географические координаты планируемого места пересечения Государственной границы Российской Федерации на море при первом таком пересечении после выхода судна из порта для осуществления планируемой деятельности, дальнейшее же неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации осуществляется в районе осуществления деятельности, указанном в этом уведомлении и/или по маршруту следования в него, без предварительного уведомления пограничного органа о географических координатах места пересечения государственной границы, но с уведомлением пограничного органа о времени и географических координатах фактического пересечения Государственной границы Российской Федерации, отклоняются, поскольку заявитель неверно трактует действующее законодательство и не учитывает положения части 4 статьи 9.1 Закона о Государственной границе, обязывающие предварительно уведомлять пограничные органы о пересечении Государственной границы Российской Федерации, а также положения пункта 13 Правил № 341, обязывающие капитана судна незамедлительно информировать пограничный орган в который направлено уведомление об изменениях, указанных в пункте 12 указанных Правил.
Соблюдение требований пункта 15 Правил № 341 (направление в пограничный орган информационного сообщения о фактическом пересечении Государственной границы на вход в территориальное море Российской Федерации) не отменяет предусмотренную пунктом 13 этих же Правил обязанность по незамедлительному информированию пограничный орган об изменениях, указанных в пункте 12 Правил.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность судебного акта, и не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных должностным лицом и судьей доказательств.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Ссылка в жалобе на судебную практику по рассмотрению аналогичных дел во внимание не принимается, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств по конкретному делу, а судебные постановления, приведенные ФИО1 в обоснование своей позиции, преюдициального или прецедентного значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.
Порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюден.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание ФИО1, как должностному лицу, назначено минимальное в пределах санкции части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
решение судьи Хасанского районного суда Приморского края от 31 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица капитана СТР «Яков Павлов» ФИО1 - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Жалоба (протест) подается непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья С.П. Судницына