Председательствующий по делу Дело № 7-21-76/2018
судья Жалсапова Д.Б.
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Забайкальского краевого суда Ходюков Денис Сергеевич, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите 26 февраля 2018 года жалобу ФИО1 на постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Забайкальскому краю от 3 ноября 2017 года и решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 16 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ФИО1,
установил:
постановлением Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Забайкальскому краю от 3 ноября 2017 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Читы от 16 января 2018 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, ФИО1 просит об отмене состоявшихся по делу актов. Считает, что в ходе проведения проверки сотрудники Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Забайкальскому краю вышли за рамки своих полномочий. Кроме того, полагает, что несмотря на то, что его действия формально и содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера и тяжести наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям, правонарушение следует признать малозначительным.
ФИО1 извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом в Забайкальский краевой суд не явился, для участия в деле направил своего защитника Баранникову О.В., которая доводы жалобы поддержала.
Представитель Росреестра ФИО2 возражала относительно доводов жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 23 октября 2017 года с целью проверки фактов, изложенных в обращении Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее - Департамент), поступившем в адрес Управления 4 октября 2017 года № 01-51/131-1/17, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по Забайкальскому краю от 12 октября 2017 года № 866, государственным инспектором Забайкальского края по использованию и охране земель проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства в отношении ФИО1 на земельных участках, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровый номер №
В результате проведения проверки выявлены нарушения земельного законодательства, выразившееся в самовольном занятии, в том числе использовании ФИО1 земельного участка площадью 87 кв.м. - из земель, собственность на которые не разграничена, расположенный вблизи <адрес> край для размещения образцов тротуарной плитки, в отсутствии предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на него.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, подтверждается собранными по делу доказательствами: обращением руководителя Департамента № 01-14/8470 от 29 сентября 2017 года (л.д.14), распоряжением органа государственного надзора о проведении внеплановой выездной проверки физического лица № 866 от 12 октября 2017 года (л.д. 15), уведомлением о месте и времени проведения проверки от 17 октября 2017 года (л.д. 16), актом проверки № 381 от 26 октября 2017 года (л.д. 19-20), обмером площади земельного участка от 23 октября 2017 года (л.д. 21), фототаблицей от 23 октября 2017 года (л.д. 22-30), свидетельством о государственной регистрации права от 25 января 2011 года (л.д. 33), и иными собранными по делу доказательствами, оцененными в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах действия ФИО1 правильно квалифицированы в соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ.
Утверждения в жалобе о том, что в ходе проведения проверки сотрудники Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Забайкальскому краю вышли за рамки своих полномочий, надуманны. Так в соответствии с пунктами 5.1.12, 5.1.14 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, в полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии входит, в том числе, федеральный государственный надзор в области землеустройства. Пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1, предусмотрено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков.
Таким образом, должностные лица Росреестра вправе проводить проверки порядка пользования земельными участками.
С доводами жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005 г. № 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, является формальным, и в данном случае не может быть признан малозначительным, поскольку посягает на общественные отношения, складывающиеся в области охраны собственности и связан с самовольным занятием земельного участка при отсутствии прав на него.
Формальность состава правонарушения предполагает, что ответственность по нему наступает независимо от причинения имущественного вреда собственнику земли, не предполагает возложения на собственника и лица, в управлении которого, находится земельный участок, доказывать факт причинения ущерба и его размер.
Временное складирование реализуемых материалов (плитки) на земельном участке также не свидетельствует о малозначительности правонарушения.
Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение состоявшихся по делу актов заявителем в своей жалобе не приведено.
Существенных нарушений норм законодательства об административных правонарушениях при производстве по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Забайкальскому краю от 3 ноября 2017 года и решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 16 января 2018 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Дальнейший пересмотр вступивших в законную силу принятых по делу процессуальных актов возможен в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ.
Судья Забайкальского краевого суда Д.С. Ходюков
<данные изъяты>