ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-775 от 21.07.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Жила Н.Л. Дело № 7-21-775

Р Е Ш Е Н И Е

21 июля 2022 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу Долгого И.Н. на решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 25 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица управляющего директора ООО «Восточная стивидорная компания» Долгого И.Н.,

у с т а н о в и л а:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Горожанкиной Е.Е. от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - управляющий директор ООО «Восточная стивидорная компания» Долгий И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 25 марта 2022 года постановление должностного лица изменено. Из постановления исключено указание о вине управляющего директора ООО «Восточная стивидорная компания» в сбросе в водный объект с находившегося под погрузкой у причала ООО «ВСК» т/х Darya Jamuna» дождевых вод, загрязненных угольной пылью через технологические отверстия для сброса воды (шпигаты). В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба юридического лица без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, Долгий И.Н. просит постановление должностного лица и решение судьи изменить, исключив указание о вине ООО «ВСК» в следующих нарушениях:

-поверхность акватории бухты Врангеля на ширину 2 метра вдоль причала №8 по длине - от угла причалов № 8 и № 7 до 44 швартовой трубы причала № 8 засорена отходами, образующимися при погрузке угольной пылью и коммунальными отходами; засорены отходами, образующимися при погрузке угля и щебнем лотки ливневой канализации на площадке складирования РЕФ контейнеров. Лотки ливневой канализации на причале № 5 не почищены от угольной пыли, водоотведение сточных ливневых вод надлежащим образом не обеспечено.

В судебное заседание Долгий И.Н. и его защитник не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав представителя ДМУ Росприроднадзора Наумца А.Е., возражавшего против доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.

Ответственность по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.

Объективной стороной правонарушения является нарушение законодательно установленной обязанности по охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Из положений частей 1 и 2 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ следует, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

В силу части 2 статьи 56 Водного кодекса РФ проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного Кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 10 сентября 2020 года № 1391, мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя, в том числе предотвращение загрязнения, засорения поверхностных водных объектов и истощения вод, а также ликвидацию последствий указанных явлений, извлечение объектов механического засорения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами.

Требованиями раздела 2 РД 31.35.10-86 «Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий» установлено, что территория предприятия, портовые сооружения и акватория предприятия, а также атмосфера в районе предприятия должны содержаться в санитарном состоянии, отвечающем требованиям по охране окружающей среды. При перегрузке сыпучих грузов необходимо принимать меры, предотвращающие их просыпание в акваторию порта. В границах акватории предприятия запрещается сбрасывать в воду, на лед и на берег шлак, мусор, пищевые отходы, тару, бумажную макулатуру и какие-либо другие предметы, а также выкачивать нефть, масла, жиры и воду с примесью нефтяных, масляных, жировых и фекальных отходов, а также ядовитые вещества.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Межрегионального управления Росприроднадзора в отношении ООО «ВСК» проведена внеплановая выездная проверка. В ходе проверки на перегрузочном комплексе, представленном причальными, железнодорожными и автомобильными фронтами, складскими площадками открытого типа, являющимся объектом, оказывающим негативное воздействие – «Производственная площадка», , расположенного по адресу: <адрес> установлен факт засорения акватории бухты Врангеля на ширину 2 метров вдоль причала № 8 по длине – от угла причалов № 8 и № 7 до 44 швартовой тумбы причала № 8 угольной пылью и коммунальными отходами.

Согласно протоколу результатов анализа природных вод от ДД.ММ.ГГГГ в пробе морской воды бухты Врангеля, отобранной у причала № 8 между кнехтами № 53 и №54 зафиксировано превышение установленных нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения по железу в 2,4 раза, по нефтепродуктам в 9 раз, по взвешенным частицам в 9 раз, БПК5 в 2,7 раз.

Также установлено, что водоотведение сточных вод надлежащим образом не обеспечено. На площадке складирования РЕФ контейнеров лотки ливневой канализации засорены отходами при перегрузке угля и щебнем. Лотки ливневой канализации на причале № 5 не почищены от угольной пыли. Твердое покрытие поверхности причала вдоль лотков ливневой канализации имеет видимые локальные разрушения и повреждения.

Согласно протоколу результатов анализа сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ в пробах природной морской воды бухты Врангеля, отобранных на расстоянии 250 метров от выпуска № 1 зафиксировано превышение установленного ПДК по содержанию меди в 1,9 раз; в пробах, отобранных на расстоянии 250 метров от выпуска № 3 в 1,8 раза.

Сброс сточных вод в бухту Врангеля через выпуски № 1,3,4 осуществляется с превышением установленных Декларацией о воздействии на окружающую среду нормативов допустимого сброса, что зафиксировано в протоколе результатов измерений концентраций веществ в пробах морской и сточной воды от ДД.ММ.ГГГГ.

В пробах поверхностных сточных вод с территории причала № 8 отобранных из контрольного колодца на выходе очистных сооружений механической очистки перед сбросом в бухту Врангеля по выпуску 4 (проба № 1), а также в поверхностных сточных водах с территории причала № 7, отобранной из контрольного колодца на выходе очистных сооружений механической очистки перед сбросом в бухту Врангеля по выпуску 2 (проба № 2) зафиксировано превышение загрязняющих веществ по содержанию железа общего в 4,8 раза в пробе № 1 и в 4,6 раз в пробе №2; по содержанию нефтепродуктов в 2 раза в пробе № 1 и в 1,5 раза в пробе № 2, по содержанию меди в 3,6 раза в пробе № 1 и в 4,4 раза в пробе № 2; по взвешенным частицам в 10,3 раза в пробе № 1 и в 8,5 раза в пробе № 2, по содержанию БПКполн в 1,7 раза в пробе № 1 и в 1,5 раза в пробе №2; по содержанию свинца в 4 раза в пробе № 2 ( заключение к протоколу от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ).

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ при проведении отбора проб выявлен факт сброса в бухту Врангеля с находившегося под погрузкой у причала ООО «ВСК» т/х «Darya Jamuna» дождевых вод, загрязненных угольной пылью через технологические отверстия для сброса воды (шпигаты).

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении управляющего директора ООО «ВСК» Долгого И.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и впоследствии привлечения должностного лица к административной ответственности, установленной указанной нормой.

При пересмотре дела судья городского суда пришел к выводу о том, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях управляющего директора ООО «ВСК» Долгого И.Н. вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимая решение об изменении постановления должностного лица, судья Находкинского городского суда Приморского края установив, что т/х «Darya Jamuna» не является собственностью ООО «ВСК» и, следовательно, управляющий директор ООО «ВСК» Долгий И.Н. не имеет возможности контролировать соблюдение природоохранного законодательства на борту судна, на которое закончена погрузка угля, пришел к выводу об отсутствии вины должностного лица ООО «ВСК» в сбросе с т/х «Darya Jamuna» дождевых вод загрязненных угольной пылью в бухту Врангеля, исключив указанные выводы административного органа в этой части из оспариваемого постановления. Отказывая в удовлетворении жалобы в части исключения из постановления указания на то, что поверхность акватории бухты Врангеля на ширину 2 метра вдоль причала №8 по длине - от угла причалов № 8 и № 7 до 44 швартовой трубы причала № 8 засорена отходами, образующимися при погрузке угольной пылью и коммунальными отходами; лотки ливневой канализации засорены отходами, образующимися при погрузке угля и щебнем на площадке складирования РЕФ контейнеров, лотки ливневой канализации на причале № 5 не почищены от угольной пыли, водоотведение сточных ливневых вод надлежащим образом не обеспечено, судья счел, что указанные обстоятельства подтверждены материалами дела.

Выводы судьи городского суда являются правильными.

Фактические обстоятельства совершения управляющим директором ООО «ВСК» Долгим И.Н. административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными судьей в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к акту, протоколом результатов анализа природных вод от ДД.ММ.ГГГГ и заключением по результатам проведения лабораторных исследований измерений и испытаний, протоколом отбора сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением о проведении внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Допущенные на территории ООО «ВСК», где управляющим директором является Долгий И.Н., нарушения требований к охране водных объектов могут повлечь попадание неочищенных сточных вод, просыпей угля и отходов производства и потребления в акваторию водного объекта и загрязнение последнего, в связи с чем указанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Принимая решение, судья городского суда учел, что управляющий директор ООО «ВСК» Долгий И.Н. имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выявленные сотрудниками Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора совместно со специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» ЦЛАТИ по Приморскому краю факты засорения акватории бухты Врангеля угольной пылью и коммунальными отходами, засорения лотков ливневой канализации отходами, образующимися при погрузке угля и щебнем, превышения в ливневых сточных водах, сбрасываемых в бухту Врангеля нормативов загрязняющих веществ, предусмотренных декларацией по содержанию железа, нефтепродуктов, взвешенных веществ, БПКполн, и как следствие превышение в природной морской воде бухты Врангеля нормативов ПДК по содержанию железа, нефтепродуктов, взвешенных веществ, БПК5, подтверждают вину должностного лица в вмененном правонарушении.

Доводы жалобы аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе пересмотра дела судьей городского суда и им в решении от 23 марта 2022 года дана мотивированная правовая оценка. Указанные в жалобе доводы не ставят под сомнение законность обжалуемого судебного акта.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судьей городского суда допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Порядок и срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание управляющему директору ООО «ВСК» Долгому И.Н. назначено в минимальных пределах санкции части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения решения судьи Находкинского городского суда Приморского края от 25 марта 2022 года не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 25 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управляющего директора ООО «Восточная стивидорная компания» Долгого И.Н. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Жалоба (протест) подается непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья С.П. Судницына