Судья Елистратова О.Б. Дело № 7-21-868/2021
Р Е Ш Е Н И Е
23 августа 2021 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ...ФИО3 на решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ...
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области защиты окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ... признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление оставлено без изменения.
С данным решением не согласился генеральный директор ...ФИО3, который в поданной в Приморский краевой суд жалобе ставит вопрос об отмене вынесенных по делу актов, а также о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, проведение проверки с нарушением требований законодательства и недопустимость полученных в результате такой проверки доказательств.
Законный представитель и защитник ... извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены либо изменения постановления по делу об административном правонарушении и решения судьи.
Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, что для юридических лиц влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 7 статьи 67 того же Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, а также Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74.
В соответствии с пунктом 1 вышеназванного отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора с привлечением специалистов филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю в отношении ... была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой были осуществлены мероприятия по контролю соблюдения ... обязательных требований законодательства при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду – «Универсальный перегрузочный комплекс», №, категория риска – высокая, категория объекта – II, свидетельство о постановке объекта на учет от ДД.ММ.ГГГГ №№, дата ввода объекта в эксплуатацию – ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения проверочных мероприятий было выявлено, что на предприятии не организован контроль в соответствии с графиком производственного лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха, поскольку пунктом 8.1 Программы производственного экологического контроля предусмотрен мониторинг уровня химического загрязнения атмосферного воздуха на источнике «Склад угля» (№) с периодичностью 1 раз в месяц, тогда как в отчете о производственном экологическом контроле отражены сведения о проведении контроля загрязнения атмосферного воздуха на данном источнике в 2019 году только 1 раз (ДД.ММ.ГГГГ).
Также было установлено, что Программа производственного экологического контроля ... содержит некорректные сведения в части описания типа источников загрязнения, поскольку указанные в разделе 2 сведения о том, что источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: рейсирование тепловоза, заправка спецтехники и рейсирование топливозаправщика и работа спецтехники отнесены к организованному типу источника выбросов, тогда как, в соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 2012 года, источники выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух в виде ненаправленных потоков газа, в том числе в результате нарушения герметичности оборудования (неплотности оборудования), отсутствия или неудовлетворительной работы оборудования по удалению (сбору) газа в местах загрузки, выгрузки, хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, относятся к неорганизованным источникам выбросов.
Кроме того проверкой установлено, что для нужд пылеподавления ... используются два водозабора морской воды, на территории погрузочного комплекса построена система ливневой канализации с очистными сооружениями. Несмотря на это в подразделе «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов» Программы производственного экологического контроля ... отсутствует план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях сточных вод и обработки осадков, а Отчет о производственном экологическом контроле на предприятии не содержит сведений о результатах учета объема забора водных ресурсов из водного объекта, результатах наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами за 1,2,3 квартал 2019 года.
Между тем, в соответствии с пунктом 9.2 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля (приложение 1 к Приказу Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74) подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов» должен содержать мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов; программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод; план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков; программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ... к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения данной организацией рассматриваемого административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том, числе, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ... от ДД.ММ.ГГГГ№, копиями Программы производственного экологического контроля ... и отчета ... об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на Универсальном перегрузочном комплексе ... за 2019 год, а также иными материалами дела, которые являются допустимыми, достоверными, не вызывают сомнений у суда.
С учетом указанных доказательств довод жалобы об отсутствии в деянии ... состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, убедительным не является.
Объективную сторону состава данного административного правонарушения образуют, в том числе деяния, выразившиеся в сокрытии, несообщении (несвоевременном, неполном сообщении) информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.
В ходе производства по делу установлено, что ... не представлены достоверная информация об источниках загрязнения окружающей среды при эксплуатации производственной площадки, результаты лабораторных исследований атмосферного воздуха с установленной периодичностью измерений, сведений о результате учета забора водных ресурсов и т.д.
При этом в рассматриваемом случае указанное деяние напрямую связано с неполнотой и недостоверностью сведений, отраженных в Программе производственного экологического контроля ... а также с проведением контрольных измерений и наблюдений с нарушением установленных сроков.
Доводы жалобы о том, что установленная в пункте 8.1.1 Программы производственного экологического контроля ... периодичность проведения контроля атмосферного воздуха на источнике выбросов «Склад угля» один раз в месяц предполагает проведение проверки один раз в месяц в любом из месяцев года, обоснованными не являются, поскольку противоречат содержанию соответствующего пункта.
При данных обстоятельствах приведенное в жалобе утверждение о том, что указанные вмененные обществу нарушения не образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным.
Должностным лицом административного органа и судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, и объективно выяснены фактические обстоятельства дела. В соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение природоохранного законодательства и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.5 КоАП РФ.
Несостоятельными являются и доводы жалобы о незаконности проведенной в отношении ... проверки.
Указанная внеплановая выездная проверка проведена на основании распоряжения врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ№ изданного во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № № о проведении внеплановых выездных проверок в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по перегрузке и перевалке угля в портах Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы о том, что поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № № предусматривало проведение проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, а распоряжением врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ№ область проверки была расширена в части охраны атмосферного воздуха, не могут быть признаны обоснованными, поскольку противоречат действующему законодательству.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, тогда как к компонентам природной среды этой же статьей отнесен и атмосферный воздух. Таким образом, предмет проверки был определен с учетом и в пределах поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации.
В жалобе заявителя не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы судьи и нуждающихся в дополнительной проверке, доводы жалобы направлены на переоценку доказательств.
Между тем, несогласие заявителя с оценкой, данной судьей имеющимся доказательствам, не является основанием к отмене обжалуемого судебного акта, постановленного с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
... административное наказание назначено с учетом положений статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном за совершенное правонарушение – в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Срок давности вынесения постановления по делу об административном правонарушении в отношении ... соблюден.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену как постановления по делу об административном правонарушении, так и обжалуемого судебного акта, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ... оставить без изменения, а жалобу генерального директора ...ФИО3 – без удовлетворения.
Судья А.В. Фаленчи