ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-874/2022 от 08.09.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Федорова О.А. Дело № 7-21-874/2022

РЕШЕНИЕ

8 сентября 2022 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника АО «Восточный порт» ФИО6 на решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 29 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – АО «Восточный порт»,

установил:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 11 октября 2021 года АО «Восточный порт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 29 июня 2022 года данное постановление оставлено без изменения.

С указанным решением не согласилась защитник АО «Восточный порт» ФИО7 которая в поданной в Приморский краевой суд жалобе ставит вопрос об отмене решения судьи и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что объект капитального строительства «Система водоотведения и очистки сточных вод, поступающих с причала №30», на момент обнаружения вменяемого правонарушения не эксплуатировался, объект не был введен в эксплуатацию.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав пояснения защитников АО «Восточный порт» ФИО2 и ФИО4 поддержавших доводы жалобы, не усматриваю оснований для отмены либо изменения вынесенных по делу актов.

Часть 1 статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно статье 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

На основании пунктов 1, 2 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Согласно частям 2, 3 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами. В случае, если для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, эксплуатация таких объектов допускается после окончания их строительства, реконструкции.

Как следует из материалов дела, в период с 15 июня 2021 года по 21 июня 2021 года в отношении АО «Восточный порт», основным видом деятельности которого является транспортная обработка грузов, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования совместно с Дальневосточным межрегиональным Управлением Росприроднадзора, на основании Распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №211-р от 3 июня 2021 года, была проведена внеплановая выездная проверка.

В ходе указанной проверки были осуществлены мероприятия по контролю за соблюдением АО «Восточный порт» обязательных требований законодательства при эксплуатации нескольких объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в отношении объекта Портфлот», , категория риска – высокая, категория объекта – II, свидетельство о постановке объекта на государственный учет №DFXFLPV2 от 21 июня 2019 года, дата ввода объекта в эксплуатацию 18 декабря 2012 года.

В ходе проведения проверки указанного объекта было установлено, что в 2020 году АО «Восточный порт» проведены работы по реконструкции объекта капитального строительства – причала №30 (оборудование очистными сооружениями), на которые имелось положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации «Система водоотведения и чистки сточных вод, поступающих с причала 30», утвержденная приказом Росприроднадзора №1113 от 4 сентября 2020 года.

При этом объект реконструкции введен в эксплуатацию без заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти, возле причала № 30 на момент осмотра были пришвартованы суда.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения АО «Восточный порт» к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований не согласиться с выводами должностного лица административного органа и судьи городского суда о наличии в действиях АО «Восточный порт» состава вмененного ему административного правонарушения, не имеется.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 27 августа 2021 года; актом проверки 0904-211Вн-А/058-0621 от 1 июля 2021 года; решением о предоставлении водного объекта в пользование от 20 сентября 2021 года; заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Система водоотведения и очистки сточных вод, поступающих с причала №30» от 4 сентября 2020 года, а также иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях АО «Восточный порт» состава вмененного ему административного правонарушения были предметом исследования судьи городского суда и получили надлежащую оценку.

Из проектной документации «Система водоотведения и очистки сточных вод, поступающих с причала № 30» и заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 4 сентября 2020 года следует, что при реализации указанной проектной документации предполагается оснащение существующего причала №30 очистными сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Проектом предусматривается сбор и отвод ливневых стоков с асфальтовой подъездной дороги к причалу и со всей территории причала №30, его очистка с дальнейшим выпуском очищенного стока в р. Хмыловка. В состав очистных сооружений входят: аккумулирующая емкость объемом 35 м3, комплексная установка очистки сточных вод в едином корпусе; комплексная установка ультрафиолетового обеззараживания в стеклопластиковом колодце, холодец с расходомером, установка которых представляет собой подземное сооружение. В целях непопадания на внутреннюю территорию причала сточных вод с окружающей территории предусмотрено устройство бортиков и водоотводного лотка по периметру причала.

Таким образом, очистные сооружения, предусмотренные проектной документации «Система водоотведения и очистки сточных вод, поступающих с причала №30» являются неотъемлемой частью объекта капитального строительства Причал №30 и их устройство представляет собой реконструкцию указанного объекта капитального строительства.

В связи с этим наличие у АО «Восточный порт» разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию №RU2530800059/12, выданного Управлением землепользования и застройки Находкинского городского округа 5 декабря 2012 года, основанием для освобождения АО «Восточный порт» от административной ответственности не является, учитывая проведение в дальнейшем работ по реконструкции причала № 30, в связи с его оборудованием очистными сооружениями.

Доводы жалобы о том, что очистные сооружения не вводились в эксплуатацию, оснований для отмены вынесенных по делу актов не содержат, поскольку нарушение, вменяемое АО «Восточный порт», заключается в фактической эксплуатации причала № 30 после его реконструкции без заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.

Согласно фотоматериалам к акту проверки № 211-р от 1 июля 2021 года (т. 2 л.д. 55) у причала №30 на момент проверки были пришвартованы суда: «Инженер Мисан», «Кузбасс» и другие.

Доводы жалобы о том, что аккумулирующая емкость, предназначенная для первоначального сбора сточных вод и являющаяся частью системы водоотведения и очистки сточных вод, поступающих с причала №30, использовалась для сбора поверхностных сточных вод с последующим их вывозом на период строительства на основании заключения Федерального агентства по рыболовству от 5 марта 2020 года (т. 1 л.д. 86), которым также была согласована деятельность в рамках проектной документации «Система водоотведения и очистки сточных вод, поступающих с причала №30», правового значения в рассматриваемой ситуации не имеют.

Указанным заключением, как и заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Система водоотведения и очистки сточных вод, поступающих с причала №30» №1113 от 4 сентября 2020 года общий срок строительства соответствующей системы установлен продолжительностью 5 месяцев, в том числе подготовительный период – 1 месяц.

Проверка АО «Восточный порт» проведена в период с 15 июня 2021 года по 21 июня 2021 года, когда установленный срок устройства на причале № 30 системы водоотведения и очистки сточных вод истек, при этом АО «Восточный порт» фактически использовало как причал № 30 после его реконструкции, так и аккумулирующую емкость, являющуюся частью устанавливаемой система водоотведения и очистки сточных вод без заключения уполномоченного органа.

Таким образом, доводы жалобы оснований для переоценки сделанных должностным лицом и судьей городского суда выводов и для освобождения юридического лица от административной ответственности не содержат.

Административное наказание назначено АО «Восточный порт» пределах санкции статьи 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учетом положений статей 3.1, 4.1 того же Кодекса, установленных по делу обстоятельств и характера совершенного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел, при вынесении постановления соблюден.

Нарушений процессуальных норм, которые могли бы повлечь отмену вынесенных по делу постановления и решения, допущено не было. При данных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы защитника не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

р е ш и л:

решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 29 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Восточный порт» оставить без изменения, жалобу защитника АО «Восточный порт» ФИО5 – без удовлетворения.

Судья А.В. Фаленчи