Председательствующий по делу Дело №7-21-88/2018
судья Сергеева Д.П.
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Забайкальского краевого суда Ходюков Денис Сергеевич, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите 26 марта 2018 года жалобу ФИО1 на постановление заместителя Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю № 91-17/15.15.3 от 21 ноября 2017 года и решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 2 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении министра территориального развития Забайкальского края ФИО1,
установил:
постановлением заместителя Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю № 91-17/15.15.3 от 21 ноября 2017 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Читы от 2 февраля 2018 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе ФИО1 просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, как незаконные ссылаясь на следующее. Соглашением № 6 зарегистрированным в Росавтодоре 13 июля 2016 г., долевое участие бюджета Забайкальского края в строительстве Объекта в размере 53.99% не установлено, следовательно, у министерства не возникло обязанности соблюдать указанный объем софинансирования. В период работы ФИО1 в должности министра, то есть с августа 2016 г. Министерством средства федерального бюджета не получались и не расходовались, то есть отсутствовала возможность соблюдать условия по софинансированию. Финансирование строительства в 2016 г. осуществлялось только за счёт средств бюджета Забайкальского края. Остатков субсидий для их возврата в 2016 г. в федеральный бюджет не имелось, что свидетельствует об отсутствии вины.
ФИО1 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В суде защитник ФИО1 - Хуторная О.Б. доводы жалобы поддержала.
Представитель Управления Федерального казначейства ФИО2 возражала относительно доводов жалобы, просила решение судьи оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 07.06.2017 № 118-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что Соглашением о предоставлении в 2011 – 2013 годах бюджету Забайкальского края субсидий на софинансирование мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» от 11 августа 2011 г. № УД 48/75-С-2 (в ред. дополнительного соглашения от 23 декабря 2013 г. № 3) в Приложении № 6 утвержден Перечень объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения, софинансируемых за счет средств федерального бюджета в форме субсидий на 2013 г., согласно которому стоимость строительства подъезда от федеральной автомобильной дороги «Амур» Чита - Хабаровск к п. Ключевский в Могочинском районе (далее - Объект «Ключевский») протяженностью 9,371 км., сроком строительства 2012-2014 гг. предусмотрена в сумме 767 366 540,00 руб. Объем финансирования в 2013 г. утвержден в сумме 287 988 044,00 руб., из них за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 150 000 000,00 руб., за счет средств краевого бюджета в сумме 137 988 044,00 руб. (долевое участие бюджета Забайкальского края определено в размере 47,91%).
Соглашением о предоставлении в 2014-2016 гг. субсидий из федерального бюджета бюджету Забайкальского края в рамках реализации федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» от 22 сентября 2014 г. № ФДА 48/75-С (в ред. дополнительного соглашения от 11 декабря 2015 г. № 4) в Приложении № 2 утвержден Перечень объектов строительства и реконструкции участков автомобильных дорог регионального и местного значения, софинансирование капитальных вложений в которые осуществляется за счет средств федерального бюджета в форме субсидий, на 2014 г., согласно которому стоимость строительства Объекта «Ключевский» протяженностью 9,371 км., сроком строительства 2012 -2014 гг. изменена и определена в сумме 744 664 940,00 руб., объем финансирования утвержден в сумме 450 436 896,00 руб., из них за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 207 254 100,00 руб., за счет средств краевого бюджета в сумме 243 182 796,00 руб. (долевое участие бюджета Забайкальского края определено в размере 53,99%).
В 2016 г. Объект «Ключевский» введен в эксплуатацию. Согласно справке о фактической стоимости строительства Объекта «Ключевский» (Приложение № 7 к акту приемочной комиссии о готовности к приемке в эксплуатацию выполненных строительством (возведением), реконструкцией или капитальным ремонтом автомобильных дорог и дорожных сооружений от 22 августа 2016 г.) стоимость строительства Объекта «Ключевский» составила в общей сумме 635 123 401,95 руб., что на 103 301 538,05 руб. меньше утвержденного Соглашением от 22 сентября 2014 г. № ФДА 48/75-С общего объема финансирования Объекта «Ключевский».
Согласно данным бюджетного учета из суммы 635 123 401,95 руб. оплачено за счет средств субсидии из федерального бюджета 328 195 162,78 руб., за счет средств краевого бюджета в сумме 306 928 239,17 руб., в том числе: по Соглашению от 11 августа 2011 г. № УД 48/75-С-2 в сумме 287 988 044,00 руб., из них за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 150 000 000,00 руб., за счет средств краевого бюджета в сумме 137 988 044,00 руб. (долевое участие бюджета Забайкальского края в размере 47,91% выполнено); по Соглашению от 22 сентября 2014 г. № ФДА 48/75-С в сумме 347 135 357,95 руб., из них за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 178 195 162,78 руб., за счет средств краевого бюджета в сумме 168 940 195,17 руб. (долевое участие бюджета Забайкальского края в размере 53,99% не выполнено, фактически составило 48,67%).
При общем объеме фактически использованных средств в рамках Соглашения от 22 сентября 2014 г. № ФДА 48/75-С в размере 347 135 357, 95 руб. средства из федерального бюджета могли быть использованы в размере не более 159 716 978,19 руб., а использовано 178 195 162,78 руб. то есть на 18 478 184, 59 руб. больше, что является перерасходом субсидий.
Согласно пункту 1.5 Соглашения от 22 сентября 2014 г. № ФДА 48/75-С (в ред. дополнительного соглашения от 11 декабря 2015 г. № 4) получателем средств федерального бюджета является Министерство территориального развития Забайкальского края.
В соответствии с пунктом 2.3.10 Соглашения от 22 сентября 2014 г. № ФДА 48/75-С (в ред. дополнительного соглашения от 11 декабря 2015 г. № 4) Правительство Забайкальского края в лице Министерства территориального развития Забайкальского края обязано обеспечить направление средств бюджета Забайкальского края на финансовое обеспечение капитальных вложений в объекты, включенные в Перечень объектов строительства и реконструкции участков автомобильных дорог регионального и местного значения, софинансирование капитальных вложений в которые осуществляется за счет средств федерального бюджета в форме субсидий, на 2014 г.
Пунктом 6.2 Соглашения от 22 сентября 2014 г. № ФДА 48/75-С (в ред. дополнительного соглашения от 11 декабря 2015 г. № 4) определен срок действия соглашения не позднее 31 декабря 2016 г.
В срок до 31 декабря 2016 г. Министерством территориального развития Забайкальского края не обеспечено долевое участие бюджета Забайкальского края в общем объеме финансирования Объекта «Ключевский» в размере 53,99%, путем не возврата в доход федерального бюджета неправомерно использованной суммы субсидии из федерального бюджета на строительство Объекта «Ключевский» в размере 18 478 184,59 руб. 178 195 162,78 руб. - (347 135 357,95 руб. * (100% - 53,99%)) = 18 478 184,59 руб.
В соответствии с пунктом 13.14 Положения о Министерстве территориального развития министр территориального развития Забайкальского края несет персональную ответственность за неисполнения или нарушение действующего законодательства.
ФИО1 занимая должность с августа 2016 года министра территориального развития Забайкальского края в нарушении пункта 9 Правил предоставления распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной и целевой программы Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 480 «Об утверждении федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», пункта 2.3.10 Соглашения о предоставлении в 2014-2016 годах субсидий из федерального бюджета Бюджету Забайкальского края в рамках реализации федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 г от 22 сентября 2014 г. № ФДА 48/75-С (в ред. дополнительного соглашения от 11 декабря 2015 г. № 4), не предпринял действий по обеспечению возращения в федеральный бюджет до даты 31 декабря 2016 г. излишне израсходованной суммы на строительство Объекта в размере 18 478 184,59 руб.
Действия ФИО1 были квалифицированы по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, то есть нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
Изложенные обстоятельства явились основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ о чем было вынесено должностным лицом Федерального казначейства по Забайкальскому краю соответствующее постановление.
Судья правильно констатировал в своем решении, что ФИО1 являясь должностным лицом, возглавляющим региональный орган, получающий средства бюджета Российской Федерации должен был обеспечивать условия предоставления, расходования межбюджетных трансфертов.
Как следует из обжалуемого решения, в нем приведены и надлежащим образом оценены доказательства, свидетельствующие о нарушении ФИО1 требований соглашений от 2014 - 2016 гг. о предоставлении субсидий на строительство Объекта «Ключевский» - дороги протяженностью 9,371 км.
Доводы жалобы ФИО1 об отсутствии его вины в выявленном, административным органом, правонарушении, надлежащим образом оценены судьей в постановлении и обоснованно признаны несостоятельными.
Доводы ФИО1, что Соглашением № 6 от 13 июля 2016 г. не установлено обязательное долевое участие бюджета Забайкальского края в строительстве объекта в размере 53.99% подлежат отклонению, поскольку на этапе заключения Соглашения о предоставлении субсидии долевой участие бюджета субъекта Российской Федерации было установлено в размере 53,99%. В ходе исполнения Соглашения финансирование объекта производилось в 2014, 2015, 2016 г.г. Средства субсидий из федерального бюджета были предусмотрен и выделены в 2014 и 2015 гг. в сумме 347 135 357, 95 руб.
Финансирование объекта строительства за счет средств субсидии из федерального бюджета в 2016 году отсутствовало. В 2016 году финансирование строительства объекта строительства предусматривалось только за счет средств краевого бюджета за счет неиспользованного остатка 2015 года в сумме 234 472 998, 00 руб. При этом долевое участие бюджета субъекта Российской Федерации устанавливалось в процентном соотношении к объему финансирования за счет средств федерального бюджета.
При заключении Соглашения была закреплена обязанность министерства при осуществлении строительства объекта обеспечить долевое соотношение софинансирования за счет федерального и краевого бюджетов.
В связи с тем, что период строительства был продлен до 2016 года, а средства из федерального бюджета использованы, необходимость включения процентного соотношения долевого участия бюджета субъекта в указанный выше перечень отсутствовала, но не меняла его.
В соответствии с п. 2.1.1 Соглашения Федеральное дорожное агентство обязуется в пределах лимитов бюджетных обязательств перечислять субсидии в доход бюджета Забайкальского края с учетом соблюдения Правительством Забайкальского края обязательств по долевому участию в финансировании объектов.
Согласно п. 5.5 Соглашения если размер средств, предусмотренных в консолидированном бюджете Забайкальского края на реализацию мероприятия Программы, не позволяет обеспечить установленный для субъекта Российской Федерации уровень софинансирования, то размер субсидии, предоставляемой бюджету Забайкальского края, подлежит сокращению с целью обеспечения соответствующего уровня софинансирования.
В соответствии с пп. «б» п. 3 Правил распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 № 480 (ред. от 06.12.2013 - действовавшая на момент заключения Соглашения) условием предоставления и расходования субсидий является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах) расходных обязательств и бюджетных ассигнований на реализацию указанных региональной и (или) муниципальных программ.
Размер уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий определялся согласно п. 7 Правил распределения и предоставления субсидий (ред. от 06.12.2013).
Данные условия предполагали не только наличие в региональном бюджете средств на соответствующие цели, но и фактическое принятие расходных (бюджетных) обязательств субъекта Российской Федерации по финансированию строительства объекта с соблюдением установленного уровня софинансирования (в процентном соотношении).
При таком положении дела при финансировании государственного (муниципального) контракта или договора на строительство объекта, заключенного в рамках указанной федеральной целевой программы, получатель бюджетных средств должен был обеспечить такой уровень софинансирования, то есть процентное соотношение средств федерального бюджета и средств регионального бюджета, который был определен при заключении соглашения.
Соглашением от 24.09.2014 № ФДА 48/75-С были определены условия предоставления субсидий, а Дополнительным соглашением № 6 от 13.07.2016 было предусмотрено распределение средств бюджета на очередной финансовый год за счёт остатков предыдущего года.
Таким образом, доводы ФИО1 о том, что у министерства отсутствовали обязанности соблюдать уровень софинансирования в 2016 году, подлежат отклонению.
Также подлежат отклонению доводы ФИО1 об отсутствии его вины, поскольку в должность министра он вступил в августе 2016 г., а денежные средства на объект были израсходованы до указанного срока и в бюджете края в 2016 г. не имелось средств для компенсации в федеральный бюджет излишне израсходованных 18 478 184,59 руб.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Учитывая, что ФИО1 в силу своих должностных обязанностей обязан был знать об обязательствах принятых на себя Министерством, а также знать о факте образовавшейся задолженности, ему надлежало было принять меры для осуществления возврата задолженности в срок до 31 декабря 2016 г., независимо от наличия денежных средств в краевом бюджете, либо принять иные меры направленные на возврат денежных средств. Например, обратиться в орган Федерального казначейства с заявкой на возврат средств в федеральный бюджет или составить бюджетную и бухгалтерскую отчетность за 2016 год с отображением дебиторской задолженности за прошлые годы по указанным субсидиям, однако этого сделано не было.
Дополнительные доводы ФИО1 о том, что законодательством непредусмотрен порядок возврата средств в федеральный бюджет за счет средств краевого бюджета в соответствии с п. 5 ст. 242 БК РФ, а пункт 2.5.6 Приказа Казначейства России от 10.10.2008 № 8 не определяет источник средств краевого бюджета, необходимых для погашения задолженности, не влекут принятие иного решения по делу, поскольку действия ФИО1 по не принятию вышеуказанных мер по возврату денежных средств, независимо от их наличия, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении им своих должностных обязанностей.
Таким образом, жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебного решения. Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1. 30.7 КоАП РФ судья,
решил:
постановление заместителя Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю № 91-17/15.15.3 от 21 ноября 2017 года и решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 2 февраля 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении министра территориального развития Забайкальского края ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Дальнейший пересмотр вступивших в законную силу принятых по делу процессуальных актов возможен в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ.
Судья Забайкальского краевого суда Д.С. Ходюков