ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21-899 от 30.09.2021 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья. Судья Буланова Н.А. Дело 7-21-899

Р Е Ш Е Н И Е

30 сентября 2021 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Союз НСК» Ермолы П.В. на решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 18 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ООО «Чистый сервис НСК»,

у с т а н о в и л а:

постановлением заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по городу Владивостоку от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «Чистый сервис НСК» (в настоящее время имеющего название ООО «Союз НСК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Решением судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 18 февраля 2021 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника ООО «Союз НСК» Ермолы П.В. - без удовлетворения.

Не согласившись с решением судьи, защитник Общества Ермола П.В. подал на него жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи и о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебное заседание законный представитель и защитник ООО «Союз НСК» не явились, юридическое лицо извещено о времени и месте слушания дела надлежащим образом.

Изучив материалы дела, ознакомившись с доводами жалобы, выслушав представителя УМВД России по городу Владивостоку ФИО1, возражавшего против доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения), перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ) и настоящими Правилами.

Согласно пункту 5.3.2.1.1 Приложения А ДОПОГ транспортные единицы, перевозящие опасные грузы, должны иметь две расположенные в вертикальной плоскости прямоугольные таблички оранжевого цвета, соответствующие положениям пункта 5.3.2.2.1. Одна из этих табличек должна крепиться спереди, а другая – сзади транспортной единицы, причем обе – перпендикулярно продольной оси транспортной единицы. Они должны быть хорошо видны.

Согласно пункту 5.3.2.1.7 Приложения А ДОПОГ вышеуказанные требования применяются также к порожним встроенным или съемным цистернам, контейнерам–цистернам, МЭГК, переносным цистернам и транспортным средствам–батареям, не прошедшим очистку и дегазацию, а также к неочищенным порожним транспортным контейнерам для перевозки грузов навалом/насыпью.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в ... минут в районе дома <адрес> ООО «Чистый сервис НСК» на транспортном средстве Hyundai Mighty II, государственный регистрационный знак , под управлением водителя ФИО2, перевозило опасный груз (бытовые отходы, класс опасности № 9, номер по списку ООН 3077), с нарушением правил перевозки опасных грузов, а именно, на транспортном средстве отсутствовали информационные таблички оранжевого цвета. Данное транспортное средство было выпущено ООО «Чистый сервис НСК» на линию ДД.ММ.ГГГГ в ... минут с территории Общества, расположенной по адресу: <адрес>.

Отсутствие на транспортном средстве, осуществляющим перевозку опасных грузов, элементов системы информации об опасности, послужило основанием для привлечения ООО «Чистый сервис НСК» к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отказывая в удовлетворении жалобы ООО «Чистый сервис НСК» об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении указанным юридическим лицом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; копией протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении водителя ФИО2; копией путевого листа от ДД.ММ.ГГГГ; копией свидетельства о регистрации транспортного средства, маршрутным листом от ДД.ММ.ГГГГ; фотоматериалами; копией паспорта отходов I-IV классов опасности, утвержденного и.о. директора КГУП «Приморский экологический оператор» и информацией об отходе, согласно которым мусор от офисных и бытовых помещений организаций, несортированный, образованный в процессе жизнедеятельности сотрудников предприятия имеет IV класс опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, и иными материалами дела. Оценка судьей районного суда имеющихся доказательств произведена по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопрос о наличии состава административного правонарушения и вины ООО «Чистый сервис НСК» в совершении вменяемого административного правонарушения исследовался административным органом и судьей районного суда в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в постановлении о привлечении к административной ответственности и решении судьи районного суда. Выводы судьи о доказанности состава административного правонарушения являются мотивированными.

Действия ООО «Чистый сервис НСК» по части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицированы верно.

В соответствии с пунктом 1.2. Правил дорожного движения опасный груз это вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

Из содержания пункта «b» статьи 1 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. следует, что термин «опасные грузы» означает вещества и предметы, которые не допускаются к международной дорожной перевозке согласно положениям приложений A и B или допускаются к ней с соблюдением определенных условий.

По настоящему делу, учитывая, что при перевозке отходов у водителя ООО «Чистый сервис НСК» ФИО2 отсутствовал паспорт перевозимых им отходов, должностным лицом административного органа с учетом положений пунктов 2.1.3.5.5, 2.1.3.5.2 ДОПОГ перевозимые отходы квалифицированы согласно требованиям ДОПОГ как вещество твердое, опасное для окружающей среды № ООН: 30077, класс: 9 – прочие опасные вещества и изделия; группа упаковки III – вещество с низкой степенью опасности.

Эксплуатацию транспортного средства Hyundai Mighty II, государственный регистрационный знак в момент выявления вменяемого правонарушения осуществляло ООО «Чистый сервис НСК», что подтверждается путевым листом грузового автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ. Указанным транспортным средством управлял водитель ФИО2, который согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленному в отношении ФИО2 по части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, работает в ООО «Чистый сервис НСК» водителем. Факт перевозки на указанном транспортном средстве отходов, опасных для окружающей среды подтверждается маршрутным листом от ДД.ММ.ГГГГ и фотографиями, приобщенными к материалам дела, а также копией паспорта отхода, представленного защитником общества в районный суд, согласно которому перевозимые отходы отнесены к IV классу опасности.

Заявитель жалобы, приводя доводы о необоснованности привлечения к административной ответственности ссылается на то, что требования Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года, нарушение которых вменяется при осуществлении данной перевозки, не нарушены, поскольку испытания, предусмотренные ДОПОГ для установления класса опасности коммунальных отходов, перевозимых обществом, не проводились, отходы мусор от офисных и бытовых помещений организаций, несортированный не являются опасным грузом, обоснованного отклонены судьей районного суда при пересмотре дела, поскольку перевозимые Обществом твердые коммунальные отходы в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ГОСТ Р 53691-2009 представляют опасность.

Применительно к установленным обстоятельствам отнесения перевозимых ООО «Чистый сервис НСК» отходов к IV классу экологической опасности (в районный суд защитником общества представлен паспорт отходов) и требований законодательства по перевозке опасных грузов оснований ставить под сомнение правильность классификации перевозимых отходов в соответствии с ДОПОГ как вещество твердое, опасное для окружающей среды № ООН: 30077, класс: 9 – прочие опасные вещества и изделия; группа упаковки III – вещество с низкой степенью опасности отнесения не имеется.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства невозможности выполнения юридическим лицом требований законодательства относительно перевозки опасных грузов, равно как и доказательств принятия исчерпывающих мер, направленных на соблюдение действующих норм и правил, судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены постановления о привлечении ООО «Чистый сервис НСК» к административной ответственности.

Доводы жалобы, поданной в Приморский краевой суд, аналогичны доводам, содержащимся в жалобе на постановление должностного лица, являлись предметом проверки судьи районного суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в решении.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей районного лица норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу постановления и решения в части назначенного ООО «Чистый сервис НСК» наказания.

Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ).

В силу положений, предусмотренных частями 3.2 и 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

С учетом приведенных правовых положений, исходя из конкретных обстоятельств дела, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, назначенное ООО «Чистый сервис НСК» административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного частью 1 статьей 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по городу Владивостоку от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 18 февраля 2021 года вынесенные в отношении ООО «Чистый сервис НСК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем снижения назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до 200 000 рублей.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л а:

постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по городу Владивостоку от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 18 февраля 2021 года вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Чистый сервис НСК», изменить.

Снизить размер назначенного ООО «Чистый сервис НСК» административного штрафа до 200 000 рублей.

В остальной части постановление и решение оставить без изменения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Жалоба (протест) подается непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья С.П. Судницына