Судья Ярошева Н.А. Дело № 7-21-939
Р Е Ш Е Н И Е
30 августа 2018 года г. Владивосток
Судья Приморского краевого суда Зиганшин И.К., рассмотрев в судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Транзит-ДВ» на решение судьи Ленинского районного суда г. Владивостока от 14 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации в Тихом океане, Беринговом, Восточно-Сибирском, Охотском, Чукотском, Японском морях, море Л-вых ФИО1 от 9 февраля 2018 года № 06-008/2018 юридическое лицо – ООО «Транзит-ДВ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Владивостока от 14 мая 2018 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, директор ООО «Транзит-ДВ» ФИО2 просит вынесенные в отношении Общества постановление о привлечении к административной ответственности от 9 февраля 2018 года и решение судьи районного суда от 14 мая 2018 года отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие состава вмененного правонарушения.
В настоящее судебное заседание законный представитель ООО «Транзит-ДВ» или его защитник не явились, о времени и месте рассмотрения дела по жалобе юридическое лицо извещено надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 19 указанного Федерального закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Минтранса РФ от 10 мая 2011 года № 133 утверждены Правила ведения журнала нефтяных операций для нефтяных танкеров, согласно пункту 4 которых в журнал подлежат внесению сведения, касающиеся операций, проводимых на судне с нефтью и нефтесодержащими смесями, как это определено в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78).
Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 года № 620 утвержден Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта, который устанавливает обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта, направленные на достижение целей, в том числе охраны окружающей среды.
Пунктом 94 указанного Технического регламента установлено, что для предотвращения загрязнения водной среды нефтесодержащими водами и нефтяными остатками с судна должна быть предусмотрена возможность сбора и хранения на борту судна нефтесодержащих вод и нефтяных остатков, образующихся в результате эксплуатации судовых технических средств. Эти нефтесодержащие смеси должны храниться на судне в специальных сборных цистернах и сдаваться на специальное судно-сборщик или береговые приемные сооружения в предписанном районе плавания через сливные стандартные соединения. Если сдача нефтесодержащих вод и нефтяных остатков на специальное судно-сборщик или береговые приемные сооружения затруднена, на судне должно быть предусмотрено оборудование, одобренное Министерством транспорта Российской Федерации или уполномоченным им органом классификации судов, для очистки нефтесодержащих вод и нефтяных остатков, утилизации нефтяных остатков и контроля за содержанием нефти в сбросе, требования к которым установлены Конвенцией от 1973 года. Сдача нефтесодержащих вод и нефтяных остатков должна быть возможной с любого борта судна.
Как следует из материалов дела, 12 декабря 2017 года в 15 часов в ходе проведения в соответствии с приказом руководителя Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 21 сентября 2017 года № 388 рейдового осмотра водоохранной зоны и акватории бухты ... был произведен осмотр судна ...», судовладельцем которого является ООО «Транзит-ДВ». В ходе осмотра выявлено, что журнал нефтяных операций ведется с нарушениями Правил, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 10 мая 2011 года № 133, и положений Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78), выразившимися в том, что регистрация операций с нефтеостатками, несмотря на их наличие на судне, не ведется.
Кроме того, установлено, что нефтеостатки (шлам), которые подлежат сдаче на приемные сооружения порта, из цистерны сбора утечек топлива перекачиваются в расходную цистерну и сжигаются в двигателях
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Транзит-ДВ» к административной ответственности, установленной статьей 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «Транзит-ДВ» вмененного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 25 января 2018 года, актом осмотра судна от 12 декабря 2017 года, рапортом старшего механика судна ...Г.Ю.А.., копией журнала нефтяных операций, приказом руководителя Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 21 сентября 2017 года № 388 «Об утверждении планового (рейдового) задания» и другими материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия ООО «Транзит-ДВ» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области обращения с отходами.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Транзит-ДВ» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Утверждение заявителя об отсутствии в действиях ООО «Транзит-ДВ состава правонарушения в связи с тем, что действующим законодательством и международной конвенцией не установлен запрет на сжигание нефтеостатков в судовом двигателе в качестве судового топлива, нельзя признать необоснованным.
Как было указано выше, Техническим регламентом о безопасности объектов морского транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 года № 620, сжигание нефтяных остатков непосредственно на судне не предусмотрено. Такие нефтеостатки должны храниться на судне в специальных сборных цистернах и сдаваться на специальное судно-сборщик или береговые приемные сооружения.
В соответствии с пунктом 6 Правила 9 приложения 1 «Правила предотвращения загрязнения нефтью» Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 года (МАРПОЛ 73/78), нефтяные остатки, которые не могут быть сброшены в море в соответствии с пунктами 1, 2, и 4 настоящего Правила, сохраняются на борту или сливаются в приемные устройства.
Положения Международной конвенции направлены на предотвращение загрязнения морской среды вредными веществами или стоками, содержащими такие вещества, путем их сброса в нарушение положений Конвенции. Под вредным веществом понимается любое вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, причинить ущерб живым ресурсам, морской флоре и фауне, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря, и включает любое вещество, подлежащее контролю в соответствии с настоящей Конвенцией.
В указанной Конвенции под нефтяными остатками понимаются осадки из топливных или масляных сепараторов, отработанное смазочное масло из главных или вспомогательных механизмов или нефтесодержащие отходы из сепараторов льяльных вод, оборудования для фильтрации нефти или поддонов.
Из положений Правила 20 приложения 1 «Правила предотвращения загрязнения нефтью» Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 года (МАРПОЛ 73/78) следует, что операция по удалению нефтяных остатков подлежит отражению в журнале нефтяных операций. В ходе проведенного рейдового мероприятия установлено, что данное требование на судне СДС «Мыс Марии» не выполняется.
Пунктом 5 Правила 16 Протокола 1997 года об изменении Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 года действительно предусмотрена возможность сжигания на судне осадков сточных вод и нефтяных остатков, образующихся в ходе обычной эксплуатации судна, в главной или вспомогательной силовой установке или котлах, но в этом случае оно не должно производиться в пределах портов, гаваней и эстуариев.
Между тем соблюдение данного правила ООО «Транзит-ДВ», в том числе сведениями, содержащимися в судовой документации, не подтверждено. Из рапорта старшего механика судна ...» Г.Ю.А.. следует, что нефтеостатки сжигаются в качестве топлива в процессе обычной эксплуатации судна независимо от района плавания.
Таким образом, доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судьи Ленинского районного суда г. Владивостока, данные доводы не опровергают наличие в действиях ООО «Транзит-ДВ» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления и судебного решения.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения ООО «Транзит-ДВ» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО «Транзит-ДВ» в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ и с учетом требований статьи 4.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда г. Владивостока от 14 мая 2018 года сомнений в своей законности не вызывает, является правильным, оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
решение судьи Ленинского районного суда г. Владивостока от 14 мая 2018 года, вынесенное в отношении ООО «Транзит-ДВ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья И.К. Зиганшин