ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-210/2022 от 24.08.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД: 69RS0038-03-2022-004700-07

Дело № 7-210/2022 судья Боев И.В.

РЕШЕНИЕ

24 августа 2022 года г. Тверь

Судья Тверского областного суда Колпиков В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Морозовой С.И., действующей по доверенности в интересах открытого акционерного общества «Мелькомбинат», на постановление судьи Московского районного суда г. Твери от 01 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Мелькомбинат»,

установил:

постановлением судьи Московского районного суда г. Твери от 01 июля 2022 года открытое акционерное общество «Мелькомбинат» (далее – ОАО «Мелькомбинат», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 700000 рублей (л.д. 119-145).

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, защитник Морозова С.И., действующая по доверенности в интересах ОАО «Мелькомбинат», просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения. В обоснование доводов жалобы полагает, что достоверные доказательства, подтверждающие вмененный обществу состав правонарушения, в материалах дела отсутствуют. Считает, что являются безосновательными выводы судьи первой инстанции о том, что выявленные административным органом нарушения промышленной безопасности привели к возникновению непосредственной угрозы жизни и (или) здоровью людей, и, как следствие, являются грубыми. Ссылаясь на положения частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», отмечает, то законодатель презюмирует потенциальную опасность и возможность непосредственной угрозы жизни и здоровью людей от осуществления любой деятельности в области промышленной безопасности, а также деятельности, на осуществление которой требуется лицензия. Вместе с тем, не все нарушения требований промышленной безопасности и не все нарушения лицензионных требований являются грубыми в понимании пункта 1 примечаний к статье 9.1 КоАП РФ. Считает, что судьей первой инстанции безосновательно не принят во внимание довод защитника общества о том, что об отсутствии грубого нарушения требований промышленной безопасности, то есть такого нарушения, которое привело к угрозе жизни и (или) здоровья людей, свидетельствует факт выдачи Управлением Ростехнадзора ОАО «Мелькомбинат» уведомления о необходимости устранения выявленных недостатков в срок до 20 сентября 2022 года (л.д. 150-153).

В отзыве на жалобу, приобщенном в судебном заседании, представитель Центрального управления Ростехнадзора по доверенности Калинина Я.А., критикуя доводы жалобы, просит оставить решение судьи Московского районного суда г. Твери без изменения, а жалобу ОАО «Мелькомбинат» - без удовлетворения (л.д. 200-214).

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в адрес судьи Тверского областного суда не представили, в связи с чем руководствуясь частью 2 статьи 25.1, пунктами 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Курагина А.В. и представителя Управления Ростехнадзора по доверенности Калинину Я.А., возражавших против удовлетворения жалобы и просивших оставить постановление судьи первой инстанции без изменения как законное и обоснованное, прихожу к следующим выводам.

Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в частности обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Экспертизе промышленной безопасности подлежат технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ).

Статьей 14.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации. Подготовка иных категорий работников в области промышленной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями к таким работникам, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. Формы указанной подготовки определяются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект. Первичная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится не позднее одного месяца: при назначении на соответствующую должность; при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации; при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации. Внеочередная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в случаях, определенных Правительством Российской Федерации. Аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей. При аттестации работников в области промышленной безопасности проводится проверка знания требований промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Аттестация работников в области промышленной безопасности проводится аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, или аттестационными комиссиями, формируемыми организациями, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности. Категории работников, проходящих аттестацию в области промышленной безопасности в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, определяются Правительством Российской Федерации. Если в организации, осуществляющей деятельность в области промышленной безопасности, аттестационная комиссия не сформирована, аттестация работников в области промышленной безопасности проводится аттестационной комиссией, формируемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Порядок проведения аттестации в области промышленной безопасности устанавливается Правительством Российской Федерации. Работники, не прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности, не допускаются к работе на опасных производственных объектах. Работники, не прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности, вправе обжаловать решения соответствующей аттестационной комиссии в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Лицензированию подлежат следующие в частности деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

На основании пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 года № 1365, аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», абзацами третьим - шестым статьи 9.1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» и пунктом 3 статьи 28.1 Федерального закона «Об электроэнергетике», руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем подпункте (далее - организации); должностные лица, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатационного контроля и контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений, авторского надзора в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений; инженерно-технические работники, осуществляющие профессиональную деятельность, предусмотренную пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», частью первой статьи 9.1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений»; руководители (заместители руководителей) субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в отношении которых в соответствии со статьей 29.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, или профессиональную деятельность, связанную с реализацией функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Аттестационные комиссии организаций проводят аттестацию с применением средств Единого портала тестирования. Локальным нормативным актом организации могут быть установлены дополнительные формы проведения аттестации в аттестационной комиссии организации (пункт 20 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 года № 1365).

В соответствии с подпунктами «б», «г», «е», «и» и «с» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2020 года № 1661 лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются, в частности, эксплуатация технических устройств, применяемых на объектах, в пределах установленных показателей эксплуатации этих технических устройств (назначенного срока службы и (или) установленного ресурса); применение на объектах технических устройств, соответствующих требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиям промышленной безопасности, установленным нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании»; обеспечение проведения подготовки и аттестации в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителей организаций, осуществляющих деятельность на объектах, в соответствии со статьями 9 и 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; наличие и функционирование приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах - в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании», в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; эксплуатация объектов в соответствии с требованиями промышленной безопасности, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании», а также требованиями, установленными в обоснованиях безопасности объектов, в случае, если деятельность осуществляется лицензиатом с применением обоснования безопасности объекта.

Пунктом 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 года № 420 определено, что техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям): до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет; после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Заключение экспертизы должно содержать один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта): объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта; объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия (в том числе мероприятия, компенсирующие несоответствия), после проведения которых или при выполнении которых в процессе применения техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности); объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности и не может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта. По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы должны дополнительно приводиться сведения о расчетных и аналитических процедурах оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации (пункты 35 и 36 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 года № 420).

Согласно пунктам 42, 43, 46, 47, 51, 53, 444, 802, 808 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 03 сентября 2020 года № 331, С целью защиты производственного оборудования от разрушения и обеспечения выброса (отвода) пламени и высокотемпературных продуктов взрывного горения пылевоздушной смеси в безопасную зону (за пределы помещений) применяются взрыворазрядители. Установка взрыворазрядителей должна быть предусмотрена как в конструкторской документации на производственное оборудование, подлежащее оснащению взрыворазрядителями, так и в проектной документации на объекты. Требования к применению взрыворазрядителей определены в главе XI настоящих Правил. Взрыворазрядители устанавливаются на нориях, молотковых дробилках, фильтр-циклонах, рециркуляционных зерносушилках с камерами нагрева, шахтных зерносушилках с камерами нагрева и на каскадных нагревателях, на бункерах для сбора пыли от аспирационных систем, аспирирующих потенциально опасное оборудование (нории, вальцовые станки, дробилки и другое измельчающее оборудование ударного действия), на бункерах и силосах деревообрабатывающих производств, а также на топках для сжигания жидкого или газообразного топлива. Допускается не устанавливать взрыворазрядители на нориях со свободным объемом менее 0,25 м3, дробилках с объемом рабочей зоны и выпускного (поддробильного) бункера менее 0,3 м3 и фильтр-циклонах со свободным объемом менее 0,5 м3, нориях и дробилках подачи и измельчения минерального сырья. На нориях должны быть установлены РКС и датчики подпора, а также устройства контроля сбегания ленты. Датчики подпора устанавливаются на восходящей ветви нории на высоте 300 - 400 мм от башмака нории. На нориях должны быть установлены автоматически действующие тормозные устройства, предотвращающие обратный ход ленты при внезапных остановках норий. На цепных конвейерах должны быть установлены устройства контроля обрыва цепи. Конструкции оборудования и трубопроводов должны обеспечивать герметичность. Технологические линии аспирируются, чтобы в производственные помещения не выделялась пыль. Требования к аспирации определены в главе VI настоящих Правил. При контроле установленных настоящими Правилами значений параметров должны быть учтены погрешности применяемых средств измерений. На нориях с высотой норийных труб более 36 м взрыворазрядители следует устанавливать на головке нории (или на норийных трубах на расстоянии не более 1/3 высоты норийных труб от головки нории) и на обеих норийных трубах на расстоянии не более 1/3 высоты норийных труб от башмака нории в любом месте, удобном для монтажа и обслуживания взрыворазрядителей. На вновь устанавливаемых фильтр-циклонах взрыворазрядители размещаются на корпусе фильтр-циклона в зоне неочищенного воздуха. При невозможности установки взрыворазрядителей на фильтр-циклонах на действующих объектах разрабатываются и реализуются мероприятия, направленные на снижение риска возникновения взрыва в фильтр-циклонах, в соответствии с внутренними распорядительными документами эксплуатирующей организации, устанавливающими требования безопасного проведения работ на объектах.

Ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов установлена статьей 9.1 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 9.1 КоАП РФ грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с пунктом 1 примечания к данной статье под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Как установлено судьей районного суда на основании заявления ОАО «Мелькомбинат» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена оценка соответствия лицензионным требованиям на опасных производственных объектах: «Сеть газопотребления ОАО «Мелькомбинат», рег. , III класс опасности; «Элеватор (М4х100)», рег. , III класс опасности; «Элеватор примельничный», рег. , III класс опасности; «Склад силосного типа (СКС 3х60)», рег. , III класс опасности; «Отдельно стоящее приемно-отпускное устройство (пункт приема зерна с ж.д. на элеватор М4х100)», рег. , III класс опасности; «отдельно стоящее приемно-отпускное устройство (пункт приема зерна с ж.д. на примельничный элеватор)», рег. III класс опасности; «Склад бестарного хранения муки обдирной мельницы», рег. , III класс опасности; «Цех по производству муки (сортовая мельница)», рег. , III класс опасности; «Цех по производству муки (обдирная мельница)», рег. , III класс опасности; «Цех по производству комбикормов (корма для птицы и животных)», рег. , III класс опасности; «Цех по производству комбикормов (экструдированных рыбных комбикормов)», рег. № А05-10075-0011, III класс опасности; «Цех по производству комбикормов (экструдированных комбикормов для домашних животных)», рег. , III класс опасности, расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих ОАО «Мелькомбинат», в ходе которой выявлены грубые нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности: нарушение обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно:

- в нарушение требований статей 9, 14.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 года № 1365, подпункта «е» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2020 года № 1661 не прошли аттестацию в области промышленной безопасности в установленном порядке главный специалист по охране труда ОАО «Мелькомбинат» Б.М.А. на которого возложены обязанности ответственного за производственный контроль (области аттестации Б.7.1, Б.8.3, Б.11.1, Б.11.3); главный инженер ОАО «Мелькомбинат» С.А.В. на которого возложены обязанности ответственного за соблюдение требований промышленной безопасности на ОПО в целом по предприятию (области аттестации Б.7.1, Б.11.3); главный энергетик ОАО «Мелькомбинат» Л.А.В. допущенный к эксплуатации на ОПО (сеть газопотребления ОАО «Мелькомбинат» (области аттестации Б.8.2, Б.8.3);

- в нарушение требований статей 9, 14.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, пункта 20 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 года № 1365, подпункта «е» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2020 года № 1661, не прошли аттестацию в области промышленной безопасности в установленном порядке директор мукомольного производства ОАО «Мелькомбинат» Д.В.А. допущенный к эксплуатации на ОПО мукомольного производства (область аттестации Б.11.1, Б. 11.3); начальник элеваторно-складского участка ОАО «Мелькомбинат» Б.Н.Е. допущенный к эксплуатации на ОПО (элеватор М4х100, отдельно стоящее приемно-отпускное устройство (башня приема зерна с ж.д. на элеватор М4х100, (область аттестации А.1, Б.11.1, Б.11.3); начальник производства ОАО «Мелькомбинат» М.Е.В допущенный к эксплуатации на ОПО (цех по производству кормов (область аттестации А.1, Б.11.1, Б.11.3);

- в нарушение требований статей 9, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, пунктов 35 и 36 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 года № 420, подпунктов «б» и «г» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2020 года № 1661, не выполнены мероприятия по устранению дефектов (повреждений) для продолжения безопасной эксплуатации здания газовой котельной (), указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; не выполнены мероприятия по устранению дефектов для продолжения безопасной эксплуатации камнеотборщика, нории (), указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ-ТУ-03208-2022; не выполнены мероприятия по устранению дефектов для продолжения безопасной эксплуатации аспирационная система (), указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; не выполнены мероприятия по устранению дефектов для продолжения безопасной эксплуатации аспирационная система (), указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; не выполнены мероприятия по устранению дефектов для продолжения безопасной эксплуатации аспирационная система (), указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; не выполнены мероприятия по устранению дефектов для продолжения безопасной эксплуатации аспирационная система (), указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; не выполнены мероприятия по устранению дефектов для продолжения безопасной эксплуатации аспирационная система (), указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; не выполнены мероприятия по устранению дефектов для продолжения безопасной эксплуатации аспирационная система (), указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; не выполнены мероприятия по устранению дефектов для продолжения безопасной эксплуатации аспирационная система (), указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; не выполнены мероприятия по устранению дефектов для продолжения безопасной эксплуатации шелушильная машина УЗ-ДШЯ техн. , зав. (), указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; не выполнены мероприятия по устранению дефектов для продолжения безопасной эксплуатации ленточный транспортер ЛТ-650 технол. (), указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; не выполнены мероприятия по устранению дефектов для продолжения безопасной эксплуатации ленточный транспортер ЛТ-650 технол. (), указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; не выполнены мероприятия по устранению дефектов для продолжения безопасной эксплуатации ленточный транспортер ЛТ-650 технол. (), указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; не выполнены мероприятия по устранению дефектов для продолжения безопасной эксплуатации ленточный транспортер ЛТ-650 технол. (), указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; не выполнены мероприятия по устранению дефектов для продолжения безопасной эксплуатации тележка разгрузочная ТР-65 технол. (), указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; не выполнены мероприятия по устранению дефектов для продолжения безопасной эксплуатации тележка разгрузочная ТР-65 технол. (), указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; не выполнены мероприятия по устранению дефектов для продолжения безопасной эксплуатации Технические устройства (нории, ленточные конвейеры (), указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; не выполнены мероприятия по устранению дефектов для продолжения безопасной эксплуатации аспирационная система (), указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; не выполнены мероприятия по устранению дефектов для продолжения безопасной эксплуатации Технические устройства (скребковые цепные конвейра (), указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; не выполнены мероприятия по устранению дефектов для продолжения безопасной эксплуатации Вальцевые станки А1-Б3-2Н (72 шт.) (), указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; не выполнены мероприятия по устранению дефектов для продолжения безопасной эксплуатации Нории, скребковые цепные конвейры, фильтры (), указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ. В представленном заключении экспертизы промышленной безопасности сделан вывод, что объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и допускается к эксплуатации при условии выполнения мероприятий (документы, подтверждающие выполнение мероприятий, не представлены).

- в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, подпунктов «и» и «с» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2020 года № 1661, пунктов 42, 43, 46, 47, 51, 53, 444, 802, 808 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 03 сентября 2020 года № 331, организацией не обеспечено наличие необходимых приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов в соответствии с требованиями действующих нормативных документов в области промышленной безопасности, а именно: отсутствие автоматически действующих тормозных устройств; реле контроля скорости (нория У8-УН-10/16 ()); не полный комплект ремней; конвейер не оснащен аварийными тросовыми выключателями (Ленточный транспортер ЛТ-650 технол. №, 6, 7, 8 ()); не оснащены взрыворазрядительными устройствами (нории ); не установлены устройства контроля обрыва цепи (скребковые цепные конвейеры ); не выведены взрыворазрядители нории НЦГ-100 за пределы помещения, фильтры-циклоны РЦИЭ 6,9-16 , РЦИЭ 3,9-9 №, 2 не оборудованы взрыворазрядителями или разработка мероприятий на снижение риска возникновения взрыва, на нориях не установлены автоматически действующие тормозные устройства (нории, скребковые цепные конвейеры, фильтры ();

- в нарушение требований статей 9, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, пункта 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 года № 420, подпунктов «б» и «с» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2020 года № 1661, технологические устройства эксплуатируются свыше установленных показателей эксплуатации технических устройств: наружный газопровод (подземный) технол. № 2140/2 (D=57 мм, L=40 п.м.) год ввода в эксплуатацию 1986; наружный газопровод (подземный) технол. № 1830 (D=57 мм, L=36,36 п.м.) год ввода в эксплуатацию 1983; Цепной транспортер КПС (3)-400 № 802, год ввода в эксплуатацию 1986; аспирационная сеть АС-2, год ввода в эксплуатацию 1996; сопловой Фильтр РЦИР-3,9-9; №№1.2; РЦИР-1,7-4; №№ 1.2; РЦИР-40,8-48; №№1.2; РЦИР-31,2-48; №№1-8 (14 ед.), год ввода в эксплуатацию 1986.

Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств в их взаимосвязи, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях ОАО «Мелькомбинат» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 стать 9.1 КоАП РФ, и привлек общество к административной ответственности по данной статье.

Фактические обстоятельства дела и вина ОАО «Мелькомбинат» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно: приказом заместителя руководителя Центрального Управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении выездной оценки соответствия ОАО «Мелькомбинат» лицензионным требованиям» (л.д. 10-12); актом оценки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-45); уведомлением о необходимости устранения выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46-50); протоколом о временном запрете деятельности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70-79); протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленным с участием законного представителя ОАО «Мелькомбинат» Старовойтова О.Д. и защитника общества по доверенности Сидорова С.С. которым были разъяснены положения статьи 51 Конституции РФ, а также статьи 25.1, 25.4 и 25.5 КоАП РФ (л.д. 54-64), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы оснований не согласиться с постановленным по делу судебным актом не имеется.

В соответствии с требованиями статьями 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ.

Оценка соответствия лицензионным требованиям на опасных производственных объектах, принадлежащих ОАО «Мелькомбинат», проведена на основании заявления ОАО «Мелькомбинат» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии целями и задачами, указанными в приказе Центрального Управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ Акт оценки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ является достоверным доказательством, поскольку составлен уполномоченными должностным лицом по результатам проведения оценки соответствия лицензионным требованиям на опасных производственных объектах, при которой присутствовал генеральный директор ОАО «Мелькомбинат» Старовойтов О.Д.

Вопреки доводам жалобы, оснований для того, чтобы считать Акт оценки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ нарушающим требования положений постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в части отсутствия решения прокуратуры о согласовании проведения внеплановой выездной проверки не имеется, поскольку подпункта «б» пункта 3 названного Постановления внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры, в том числе, при представлении контролируемым лицом документов и(или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного органа) в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер. В данном случае оценки соответствия лицензионным требованиям на опасных производственных объектах проведена должностным лицом на основании заявлений ОАО «Мелькомбинат» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы подателя жалобы о том, что общество не может нести ответственность за потенциальную опасность и возможность непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, несостоятельны.

Как следует из диспозиции части 3 статьи 9.1 КоАП РФ объективная сторона указанного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности может быть совершено как путем действия, так и бездействия, наступление последствий не требуется, но по данной части нормы имеется непосредственная угроза жизни или здоровью людей. Субъектом правонарушений являются в том числе юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.

Состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, является формальным, ответственность наступает независимо от причинения какого-либо вреда.

Вопреки утверждению заявителя деяние общества правильно квалифицировано по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями названного Кодекса и законодательства о промышленной безопасности. Соответствующие нарушения требований промышленной безопасности фактически привели к возникновению непосредственной угрозы жизни и здоровью людей и согласно примечанию 1 к названной статье являются грубыми.

Существо выявленных нарушений в ходе оценки соответствия лицензионным требованиям на опасных производственных объектах, принадлежащих ОАО «Мелькомбинат» очевидно свидетельствует о том, что указанные нарушения требований промышленной безопасности влекут возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

При таких обстоятельствах, выводы судьи первой инстанции о наличии в действиях ОАО «Мелькомбинат» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, и о доказанности вины общества в совершении вмененного административного правонарушения являются правильными.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, являлись предметом оценки судьи районного суда и обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в судебном решении.

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств и собранных доказательств не является правовым основанием к отмене обжалуемого постановления о назначении наказания.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ОАО «Мелькомбинат» с учетом положений статьи 3.1, статьи 4.1 КоАП РФ в пределах санкции, предусмотренной частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, вид административного наказания и размер административного штрафа судьей районного суда обоснован и мотивирован с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения и задач законодательства об административных правонарушениях.

Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.

Постановление о привлечении ОАО «Мелькомбинат» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Московского районного суда г. Твери от 01 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «Мелькомбинат» оставить без изменения, жалобу защитника Морозовой С.И., действующей по доверенности в интересах ОАО «Мелькомбинат», - без удовлетворения.

Судья В.В. Колпиков