ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-211/2022 от 06.04.2022 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 06 апреля 2022 года № 7-211/2022

г. Вологда

Судья Вологодского областного суда Коничева А.А., рассмотрев жалобы защитников СХПК «Присухонское» Казакова А.А. и Калининой О.Л. на решение судьи Вологодского районного суда от 17 февраля 2022 года по делу по жалобе представителя СХПК «Присухонское» адвоката Калининой О.Л. на постановление начальника отдела ГИБДД ОМВД России по Вологодскому району Санталова О.С. №... от 11 октября 2021 года, которым СХПК «Присухонское» (ИНН 3507009038) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ,

установила:

постановлением начальника отдела ГИБДД ОМВД России по Вологодскому району Санталова О.С. №... от <ДАТА> СХПК «Присухонское» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Защитник СХПК «Присухонское» адвокат Калинина О.Л. обратилась в суд с жалобой, просила постановление отменить в связи с отсутствием в действиях СХПК «Присухонское» состава административного правонарушения.

Решением судьи Вологодского районного суда от 17 февраля 2022 года постановление №... от <ДАТА> начальника отдела ГИБДД ОМВД России по Вологодскому району Санталова О.С. о привлечении СХПК «Присухонское» к административной ответственности по части 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба СХПК «Присухонское» - без удовлетворения.

В жалобе защитник СХПК «Присухонское» Калинина О.Л., ссылаясь на прежние доводы, просит решение судьи отменить в связи с отсутствием оснований для привлечения СХПК «Присухонское» к административной ответственности, поскольку событие и состав административного правонарушения отсутствуют.

В жалобе защитник СХПК «Присухонское» Казаков А.А., также ссылаясь на прежние доводы, просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях СХРК «Присухонское».

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника Вайпан А.В., прихожу к следующим выводам.

Частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (абзац 9 статьи 5 Федерального закона от 12 октября 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», далее - Закон №196-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона №196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя помимо прочего обязательные предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.

В силу статьи 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» путевой лист - это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.

Статьей 6 указанного закона установлено, что осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается.

Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества (пункт 16 приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 года №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», действовавшего на дату возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении).

Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года №835н.

В силу пунктов 12, 16 указанного Порядка по результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о:

1) наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;

2) отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, а также на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медосмотр.

Таким образом, на работников, выполняющих трудовую функцию, связанную с управлением транспортными средствами, возложена обязанность прохождения обязательного предрейсового медицинского осмотра.

Как следует из материалов дела, 24 сентября 2021 года в 13 часов 30 минут по адресу Вологодский район, п.Фофанцево, подъезд к мастерским СХПК «Присухонское», должностным лицом госавтоинспекции при осуществлении надзора за дорожным движением выявлен и зафиксирован факт осуществления перевозки груза водителем Пановым А.С. на транспортном средстве ... г.р.з.№..., принадлежащем СХПК «Присухонское», по путевому листу №1273 от 24 сентября 2021 года, выданным СХПК «Присухонское», без прохождения обязательного предсменного, предрейсового медицинского осмотра. При изучении путевого листа установлено, что предрейсовый медицинский осмотр Панов А.С. пройден с нарушением установленных требований.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения кооператива к административной ответственности по ч.2 статьи 12.31.1 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства совершения вмененного СХПК «Присухонское» правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 28 сентября 2021 года, копией путевого листа от 24 сентября 2021 года №1273, содержащего отметку о прохождении предрейсового медицинского осмотра 24 сентября 2021 года с использованием Программно-аппаратного комплекса «Димеко», договором № ЕМТ 07-06-2021/Д от 07 июня 2021 года на предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств, заключенный между СХПК «Присухонское» и ООО «Екамедтест».

Указанным доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.

Правильность выводов должностного лица и судьи первой инстанции о виновности СХПК «Присухонское» в совершении административного правонарушения сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных доказательств.

Доводы защитников о том, что водителем Пановым А.С. пройдены все медицинские процедуры, предусмотренные Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденным приказом Минздрава России №835н, посредством телемедицинских технологий, основан на неверном толковании норм права.

Так, телемедицинские технологии представляют собой информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациент (пункт 22 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон №323-ФЗ).

Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий, предусмотрены статьей 36.2 Закона №323-ФЗ и Приказа Минздрава России от 30 ноября 2017 года №965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий», в которых установлена возможность предоставления медицинской организацией консультаций, осуществления коррекции ранее назначенного лечения, дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента, а также документирования информации.

При рассмотрении дела установлено, что 24 сентября 2021 года предрейсовый медицинский осмотр водителя Панова А.С. произведен путем дистанционного участия медицинского работника в онлайн-режиме с использованием специального программно-аппаратного комплекса, определившего состояние водителя для получения заключения медицинского работника о прохождении указанного осмотра, что подтверждается выпущенной аппаратом специальной наклейкой-стикером с электронной цифровой подписью медицинского работника, имеющейся на путевом листе.

Согласно договору от 07 июня 2021 года на предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств, заключенному между СХПК «Присухонское» и ООО «Екамедтест», предметом договора является оказание исполнителем услуги по проведению предрейсовых/послерейсовых (предсменных/послесменных) медицинских осмотров работников заказчика с помощью Программно-аппаратного комплекса «Димеко».

Предрейсовые/послерейсовые (предсменные/послесменные) медицинские осмотры работников проводятся по адресу: <адрес> режиме 24 часа в сутки, ежедневно. Проведение осмотров осуществляется в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности №ЛО-66-01-006543 от 18 июня 2020 года. В соответствии с п.2.1.2 исполнитель проводит с применением средств видеоконтроля анализ основных физиологических параметров Работника (артериального давления, частоты сердечных сокращений, температуры тела, паров этанола в выдыхаемом воздухе, предъявляемых жалоб) в соответствии с алгоритмом медицинских осмотров. Из п.2.1.3 договора следует, что исполнитель проводит анализ и интерпретацию полученных данных, выдает заключение, подтвержденное электронной цифровой подписью.

В приложении №4 к указанному договору определен алгоритм проведения предрейсового/послерейсового медицинского осмотра, из которого следует, что система основана на удаленной (посредством сети «Интернет») регистрации с применением средств видео контроля основных физиологических параметров обследуемого с последующим анализом полученных данных квалифицированным медицинским специалистом и выдачей заключения, подтвержденного ЭЦП.

Таким образом, следует признать правильными выводы должностного лица и судьи районного суда о том, что в рассматриваемом случае проведен предрейсовый медицинский осмотр водителя транспортного средства с использованием телемедицинских технологий, то есть путем дистанционного взаимодействия медицинского работника и водителя, что действующим законодательством, регламентирующим порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, не предусмотрено.

Возможность применения телемедицинских технологий при проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров Федеральным законом от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ, Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предусмотрена, тогда как Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров предполагает непосредственное взаимодействие медицинского работника с водителем.

Применение положений о дистанционном наблюдении за состоянием здоровья при проведении предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров недопустимо.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Доводы защитника о том, что кооператив не является субъектом административной ответственности по части 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ, поскольку административная ответственность за нарушение порядка проведения обязательных предрейсовых медосмотров предусмотрена статьёй 11.32 КоАП РФ, а кооператив выполнил свою обязанность по организации предрейсовых медосмотров, отклоняются.

Диспозиция части 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за перевозку груза с нарушением соответствующих требований, а диспозиция статьи 11.32 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение установленного порядка проведения обязательных предрейсовых медосмотров. В данном случае кооператив допустил перевозку груза своим работником с нарушением названных требований.

Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену решения, не установлено.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Вологодского районного суда Вологодской области от 17 февраля 2022 года оставить без изменения, жалобы защитников СХПК «Присухонское» Казакова А.А. и Калининой О.Л. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Вологодского областного суда А.А. Коничева