Дело № 7-212/14
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Судья Амурского областного суда Алимский А.Н.,
при секретаре Артемьеве Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директора ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» Кивала А.М.
на постановление начальника межрайонной ИФНС № 1 по Амурской области № от 26 марта 2014 года, решение судьи Благовещенского городского суда от 16 мая 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника межрайонной ИФНС № 1 по Амурской области № от 26 марта 2014 года генеральный директор ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» Кивал А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 (четырёх тысяч) рублей.
Решением судьи Благовещенского городского суда от 16 мая 2014 года указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением должностного лица, решением судьи, генеральный директор ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» Кивал А.М. обратился в Амурский областной суд с жалобой с просьбой об их отмене. Согласно жалобе, в действиях генерального директора отсутствует состав административного правонарушения, поскольку общество не является платежным агентом, а его деятельность и не подпадает под регулирование Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Основным видом деятельности ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» является <данные изъяты>, дополнительными видами деятельности являются, в том числе: <данные изъяты>. ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» на основании агентских соглашений осуществляет посредническую деятельность по продаже услуги, а не только принимает платежи. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» в рамках заключенных агентских соглашений оказывает только деятельность по приёму платежей физических лиц для расчетов с поставщиками, налоговым органом.
Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Кивал А.М., его защитник Каргалов Н.В., будучи извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, ходатайств об отложении дела от них не поступало. Суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании, представитель Межрайонной ИФНС №1 по Амурской области – ФИО1, с доводами жалобы не согласилась. Постановление по делу и судебное решение считает законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а жалобу должностного лица, Кивала А.М., без удовлетворения.
Проверив материалы дела в полном объёме, а также доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» зарегистрировано в качестве юридического лица, состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области ИНН/КПП №, ОГРН №.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» назначен Кивал А.М. (л.д. 75).
На основании договора о продаже воздушных перевозок на рейсы перевозчиков от ДД.ММ.ГГГГ №, комиссионного договора № от ДД.ММ.ГГГГ, агентского соглашения о продаже пассажирских перевозок от ДД.ММ.ГГГГ №, договора о продаже пассажирских перевозок от ДД.ММ.ГГГГ № общество осуществляет деятельность по реализации услуг перевозки воздушным и железнодорожным транспортом в офисах продаж, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области была проведена проверка соблюдения законодательства РФ о полноте оприходования (неполного оприходования) наличных денежных средств, о порядке ведения кассовых операций, использования Обществом специального банковского счёта (счетов) для осуществления существующих расчётов и соблюдения обязанности по сдачи в кредитную организацию, полученных от плательщиков при приёме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объёме на своё специальный банковский счёт за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проведенной 21 марта 2014 года проверки использования ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс», осуществляющего прием платежей физических лиц, специального банковского счета для осуществления специальных расчетов и соблюдения обязанности по сдаче в кредитную организацию, полученных от плательщиков на приёме платежей денежных средств для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт, выявлено, что в нарушение п. 14, 15 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», пп. 3, 5, 6 ст. 14 Федерального закона от 27 июня 2011 года « 161-ФЗ «О национальной платежной системе», ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» не использовался специальный банковский счет (40821). Накопленные наличные деньги в день приёма не сдавались в банк.
21 марта 2014 года в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» Кивала А.М. составлен протокол № об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ (л.д. 71).
Постановлением № от 26 марта 2014 года, вынесенным начальником межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области, должностное лицо - генеральный директор ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» Кивал А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей (л.д. 31-46).
Согласно материалам дела, в офисах ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс», расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> с применением ККТ производится продажа АВИА И Ж/Д билетов, согласно агентским соглашениям: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, №.
Согласно сведениям об открытых счетах в кредитных организациях ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» имеет расчетные счета: № в <Юр.лицо1>; № в филиале ОАО <Юр.лицо2>; № в Дальневосточном филиале ЗАО <Юр.лицо3>; № в <Юр.лицо4> (ОАО).
В проверяемый период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) сумма выручка от реализации авиа и ж/д билетов составила <данные изъяты> рублей (сумма комиссионного сбора от реализации авиа и ж/д составила <данные изъяты> рублей).
Согласно полученным объяснениям директора ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс», наличные денежные средства, полученные при продаже авиа и ж/д билетов физическим лицам, зачисляются на расчетные счета № в филиале ОАО <Юр.лицо2>, № в Дальневосточном филиале ЗАО <Юр.лицо3>.
11 марта 2014 года инспектором составлен акт № (л.д. 64) о снятии отчетов фискальной памяти, согласно которому фискальные отчеты были сняты с ККТ: модели <данные изъяты>, заводской №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, адрес места установки: <адрес>, офис по продаже авиа и ж/д билетов. В соответствии с выпиской ФО общая сумма выручки (выручка ФО) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб.; модели <данные изъяты>, заводской №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, адрес места установки: <адрес>, офис по продаже авиа и ж/д билетов. В соответствии с выпиской ФО общая сумма выручки (выручка ФО) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб.; модели <данные изъяты>, заводской №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, адрес места установки: <адрес>, офис по продаже авиа и ж/д билетов. В соответствии с выпиской ФО общая сумма выручки (выручка ФО) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ руководители организаций, совершившие административное правонарушение в связи с невыполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут ответственность, как должностные лица.
Применительно к обстоятельствам данного дела, объективной стороной вмененного обществу административного правонарушения является неиспользование специального банковского счета для зачисления принимаемых от граждан платежей наличных денежных средств. Общество, по мнению инспекции, является платежным агентом, а, следовательно - субъектом правонарушения.
Как указано в ч. 1 ст. 1 Закона № 103-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Закона № 103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В статье 2 Закона № 103-ФЗ установлены, в том числе следующие понятия:
поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Частью 1 статьи 3 Закона № 103-ФЗ установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Из смысла указанных норм следует, что деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг, платежный агент не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
В соответствии со статьей 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов (часть 14).
Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (часть 15).
В силу статьи 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 года турагентская деятельность - это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Вместе с тем из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» следует, что его действие распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - приему платежей, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком.
В данном случае налоговый орган не оспаривает, что прием платежей от физических лиц направлен на исполнение последними денежных обязательств не перед туроператором, сформировавшим туристический продукт, а перед турагентом, осуществляющим реализацию туристических путевок.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что действие Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», на ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» в лице его генерального директора Кивала А.М. не распространяется, поскольку оно платежным агентом не является.
Полагаю, что при таких обстоятельствах, начальником межрайонной ИФНС № 1 по Амурской области сделан ошибочный вывод о том, что ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» в лице его генерального директора Кивала А.М. действовало в качестве платежного агента, в связи с чем в действиях должностного лица - генерального директора ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» Кивала А.М. отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника межрайонной ИФНС № 1 по Амурской области № от 26 марта 2014 года и решение судьи Благовещенского городского суда от 16 мая 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» Кивала А.М. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» Кивала А.М. прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Судья Амурского
областного суда Алимский А.Н.