ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-212/2021 от 08.06.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Малахов С.Л. Дело №7-212/2021

РЕШЕНИЕ

8 июня 2021 года город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 10 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты> ФИО1,

установил:

постановлением № 54062030800011400005 заместителя начальника ИФНС России по Центральному району города Новосибирска ФИО2 от 17 ноября 2020 года <данные изъяты> ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

ФИО1 подал жалобу на указанное постановление в порядке статьи 30.1 КоАП Ф в районный суд.

Решением судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 10 марта 2021 года постановление изменено, назначенное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.

В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, ФИО1 просит отменить принятые акты и прекратить производство по делу.

Заявитель полагает, что по делу неправильно установлены юридически значимые обстоятельства. Согласно пункта 27 Административного регламента, утвержденного приказом ФНС России от 26.08.2019 № ММВ-7-17/418с, основанием для начала административной процедуры по проведению проверки является поручение. Однако в акте проверки соблюдения валютного законодательства от 3 ноября 2020 № 540620200061004 дата подготовки поручения заместителя начальника ИФНС по Центральному району г. Новосибирска ФИО2 указана 02.11.2020, в то время как запрос документов был осуществлен 19.11.2019 № 12-17/30101. Таким образом, запрос документов был осуществлен с нарушением пункта 12 Административного регламента, устанавливающего положение о том, что в ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства налоговые органы на основании пункта 3 части 1 статьи 23 Закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» имеют право запрашивать от субъектов проверки документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Поскольку поручения, являющегося основанием для начала проверки не было на момент запроса, следовательно, отсутствует законное основание для проведения проверки, акт проведения проверки оформлен незаконно, повода к возбуждению дела об административном правонарушении также не было, постановление о назначении административного наказания от 17 ноября 2020 года вынесено незаконно.

Жалоба подана в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Изучив доводы жалобы ФИО1, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон о валютном регулировании).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 6 части 1 и подпункта «б» пункта 7 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях», являются резидентами.

Валютной операцией признается, в том числе, приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт «б» пункта 9 части 1 Закона о валютном регулировании).

В силу требований части 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

При этом перечень условий, при соблюдении которых такие расчеты возможно осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках, является исчерпывающим и приведен также в части 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании.

Поскольку валютная операция в виде выплаты юридическими лицами-резидентами дохода физическим лицам-нерезидентам не предусмотрена указанным перечнем, ее осуществление минуя счета в уполномоченных банках валютным законодательством Российской Федерации не допускается.

Таким образом, работодатель-резидент обязан выплачивать заработную плату работнику-нерезиденту исключительно в безналичной форме.

Как следует из материалов дела, 7 декабря 2018 года и 29 декабря 2018 года ООО <данные изъяты> были выданы из кассы наличные денежные средства на общую сумму 28 000 рублей работнику – гражданину Республики Филиппины <данные изъяты>, являющемуся нерезидентом.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения <данные изъяты>ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства совершения правонарушения объективно подтверждаются исследованными и представленными доказательствами, которым в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка, и на основании полного и всестороннего их анализа установлены все предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения.

Оснований для иной оценки представленных доказательств не нахожу.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность.

Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ).

В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения, в том числе предусмотренные статьей 15.25 КоАП РФ, являющиеся членами советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководителями организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, а также являющиеся руководителями организаций, осуществляющими полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Принимая во внимание приведенные положения закона, а также что ФИО1, являясь единоличным исполнительным органом Общества и осуществляя руководство его текущей деятельностью, допустил расчет с работником нерезидентом при осуществлении валютной операции не через банковский счет в уполномоченных банках, а через кассу, административный орган и судья районного суда обоснованно пришли к выводам о нарушении ФИО1 требований Закона о валютном регулировании, влекущих административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Предусмотренный положениями части 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании перечень условий, при соблюдении которых расчеты между резидентами и нерезидентами юридические лица могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках, является исчерпывающим. Между тем, таких условий по настоящему делу не установлено.

Фактические обстоятельства проведенного расчета с нерезидентом ФИО1 не оспариваются. Доводы жалобы сводятся к нарушению процедуры проведения проверки налоговым органом.

В соответствии со статьей 22 Закона о валютном регулировании органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» функции органа валютного контроля переданы Федеральной налоговой службе.

Статьей 23 Закона предусмотрено, что органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Приказом ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418с утвержден Административный регламент осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) - далее Административный регламент.

В соответствии с пунктом 6 Административного регламента должностные лица налоговых органов при осуществлении контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства имеют право, в том числе:

-проводить проверки соблюдения субъектами проверки актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования,

-проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям субъектов проверки,

-запрашивать и получать документы и (или) информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Таким образом, запрос документов налоговый орган может осуществлять не только в ходе проверки валютного законодательства, а полученная информация, если имеются признаки нарушения валютного законодательства, является основанием для начала административной процедуры по назначению проверки (пункт 18 Административного регламента).

Как следует из Акта № 540620200061004 проверки соблюдения валютного законодательства от 3 ноября 2020 года проверка в отношении ООО <данные изъяты> проводилась на основании поручения заместителя начальника Инспекции ФНС по Центральному району города Новосибирска ФИО2 от 2 ноября 2020 года № 540620200061002.

Направление Инспекцией ФНС по Центральному району города Новосибирска 19 ноября 2019 года запроса о предоставлении информации ООО «<данные изъяты> также соответствует положениям Административного регламента.

В соответствии с пунктом 66 Административного регламента при выявлении в результате проведения проверки факта совершения субъектом проверки действия (бездействия), содержащего признаки состава административного правонарушения, уполномоченное должностное лицо налогового органа обязано возбудить дело об административном правонарушении в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении послужило обнаружение при осуществлении валютного контроля должностным лицом ИФНС факта нарушения ФИО1 требований Закона о валютном регулировании.

Таким образом, вывод должностного лица и судьи о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ при описанных в оспариваемых актах обстоятельствах является обоснованным.

Постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи соответствуют требованиям статей 29.10, 30.7 КоАП РФ. Каких-либо неустранимых сомнений и неясностей по делу не имеется.

При судебной проверке постановления должностного лица судьей установлена предусмотренная нормами статей 3.4, 4.1, 4.1.1 совокупность условий для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, с указанными выводами соглашаюсь, руководителем общества допущено совершение валютной операции на небольшую сумму, сведения о привлечении ранее к административной ответственности в отношении должностного лица отсутствуют.

Таким образом, оснований для отмены или изменения принятого по настоящему делу в отношении ФИО1 решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление № 54062030800011400005 заместителя начальника ИФНС России по Центральному району города Новосибирска ФИО2 от 17 ноября 2020 года, решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 10 марта 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты>ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 — без удовлетворения.

Судья